Сегодня я сходил на долгожданный фильм "Первые" про освоение русскими Севера - и он мне понравился. Меня ещё до просмотра возмутило то, что для показа фильма было отведено всего 3 (!) сеанса, тогда как на иноземный "Мир Юрского периода-2" - аж цельных 16 (!!) сеансов. И уже сейчас фильм не попал в топ-12 по сборам за день! Конечно, меня подобное очень возмущает.
Тем более, что фильмов о Великой Северной экспедиции у нас, практически, и не снимают. Единственный фильм об исследовании русскими в XVIII веке Северо-Востока, Русской Арктики - советский фильм "Баллада о Беринге и его друзьях", снятый в 1970-м на киностудии имени Горького. Фильм рассказывает о деятельности Витуса Беринга, о том, как он "открыл" Берингов пролив (на самом деле этот пролив был открыт ещё в XVII веке Семёном Дежнёвым - о нём самом также вышел одноимённый фильм, снятый через 13 лет ). В фильме также показаны соратники Беринга - Дмитрий Овцын и Алексей Чириков, а также учёный Георг Стеллер.
Больше же фильмов о Великой Северной экспедиции у нас доселе снято не было. И вот, наконец, было объявлено о том, что снимается фильм о Челюскине и супругах Прончищевых. Сперва в нём должен был сниматься Никита Ефремов, но через какое-то время он из проекта выбыл. Фильм ждали, гадая о том, что же получится в итоге. И, надо сказать, лично меня фильм не разочаровал.
Сразу отмечу, что фильм "Первые" снят по пьесе "Созвездие Марии", написанной на основе одноимённой поэмы советского журналиста Владимира Фёдорова, и первоначально именно так и должен был называться. Поэтому не будем ругаться, что Прончищевы в нём не женаты до самой экспедиции, а девушку звать Марией, а не Татьяной - поскольку на картах уже закрепилось именно имя Мария. К тому же тогда, когда пьеса писалась, не проводилось эксгумации тел супругов, само имя Прончищевой было установлено в 1983 году. Что интересно, поэма была написана как раз тогда, когда реальное имя было установлено, но менять его, в конечном итоге, не стали. И, в данном случае, уж я бы не стал точно рычать в стиле "не так всё было!" Поэма и пьеса не являются документальным воспроизведением событий, это фантазия по историческим мотивам. Собственно, и сам фильм не заявлялся как достоверно точный и претендующий на полную реконструкцию событий. Пьеса "Созвездие Марии" пользуется с момента своего появления популярностью в Якутии, она неоднократно ставилась на сцене. И вот было решено сделать экранизацию. Фильм снимался при активном участии киностудии Саха-фильм и при личной поддержке теперь уже бывшего главы республики Егора Борисова. Также поддержку съёмкам оказали Министерство культуры РФ, Фонд Кино, Русское географическое общество и Российское военно-историческое общество.
Что могу сказать? В фильме показаны совершенно потрясающие виды северной русской природы. Весьма неплохой саундтрек. Конечно, хорошие и красивые костюмы. Весьма хорошая картинка, снимаемая оператором, порой это просто потрясающе. Герои говорят на замечательном русском языке, чистом и приятном, что, порою, не в каждом современном историческом фильме и встретишь. Конечно же, это галантный век - и это всё тоже показано: сцена с маскарадом отчётливо показывает нам эпоху, в которую всё это происходило. Конечно же отмечу национальную тему. Несколько раз упоминается слово русские - причём, в весьма положительном ключе. Кажется, всего один раз меня кольнуло словосочетание "злые русские", которое произносит якутский шаман (а точнее - переводящий его якут-проводник) - но оно относилось к разбойникам-пиратам, напавшим на экспедицию. В целом же, якутская тема показана довольно неплохо без мерзкой и назойливой многонационалочки, которую у нас периодически любят пихать в кино, отравляя ею весь сюжет. Якуты в фильме охотно помогают русским морякам, симпатизируют им, а те с ними дружат и пользуются их помощью. И никакого "великоякутского национализма", которого можно было бы ожидать от фильма, снимаемого на якутской киностудии и при поддержке якутских властей. Просто обычное взаимодействие представителей двух народов. Да и якут-проводник, которого так и зовут Якутом, тут своего рода добрый абориген, который служит и помогает русским.
Кстати можно отметить, что фильм явно что-то взял от "Пиратов Карибского моря" - в нём показано нападение разбойников на дубель-шлюпку экспедиции "Якуцкъ" с довольно красивой боевой сценой. Важным моментом является то, что в фильме довольно хорошо отраженна тема Православия - про которое порою также забывают, снимая историческое кино. Одним из важных героев является священник, плывший с экспедицией. Герои часто упоминают Бога, Богородицу, показаны религиозные обряды и молитвы. К тому же священник явно высказывается негативно о местных суевериях. И вера в Господа не чужда никому - и даже один из героев перед смертью раскаивается в грехах - пожалуй, одна из сильных сцен. Собственно, русские - это православные.
Собственно, как уже говорилось выше, в фильме Василий Прончищев и Мария не женаты, они женятся только в экспедиции. тогда как в реальности они были знакомы чуть ли не детства. Татьяна происходила из дворянского рода Кондыревых. её отец служил на острове Котлин, где строил верфи и охранял Петербург от возможного нападения врага. В 1733 году Василий и Татьяна поженились. а затем поехали в экспедицию. Челюскин и Прончищев были знакомы с юности - вместе они учились сперва в знаменитой Московской Навигацкой школе, располагавшейся в Сухаревой башне, а потом были переведены в Морскую академию в Петербург, где с ними также учились не отображённые в фильме братья Харитон и Дмитрий Лаптевы (в честь которых названо море). В фильме показан любовный треугольник - соперничество двух друзей за сердце одно девушки. Всё это показано без пошлости, без ругани и сцен выяснений отношений, очень галантно. В итоге, один из них уступает другому - и это смотрится просто великолепно.
Наконец, самое главное - это фильм о преодолении трудностей. Шторма, льды, потом метели, холод, приближающиеся болезни и много чего ещё. Но Семён Челюскин (сыгранный в фильме актёром Евгением Ткачуком, о котором весьма положительно отзываются наши зрители), выполняя приказ уже покойного Петра, идёт к цели, чтобы установить пограничный столб и показать всем. что здесь - Россия, что Арктика - наша. В одной рецензии на постановку пьесы в Якутске есть такие слова: "Лозунг петровской эпохи – «Слово и Дело», без которого не было бы России, сегодня актуален как никогда. Борьба за Арктику, как за перспективный источник энергоресурсов для человечества, только начинается. Нужна наша чёткая позиция в этом вопросе, чтобы были не напрасны усилия и возможные жертвы в предстоящей борьбе". Поэтому в данном плане фильм - весьма кстати, как никогда. Сейчас, когда на Арктику уже смотрят разные государства с большим вожделением, нам нужно показать то, что мы - первые, что это - наша земля, открытая русскими моряками.
Важно также и то, что те, кто посмотрит фильм, увидит человека, имя которого у нас воспринимается больше как название знаменитого парохода - Семёна Челюскина. Собственно, многие улицы (в том числе и в моей Вологде) носят имя Челюскинцев. Таким образом имя этого русского моряка было увековечено в многих местах. Его имя носит знаменитый мыс Челюскин - самая северная точка Евразии. Его именем назван полуостров, северная часть Таймыра, его имя носит остров. его именем названы улицы во многих городах. Как писал в XIX веке академик Миддендорф, "Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае". И сегодня надо помнить о тех, кто добывал славу России. кто открывал и исследовал новые земли. Поэтому я очень рекомендую сходить на этот фильм.