Найти тему
KazakhSTAN 2.0+KZ.MEDIA

Новая контрэлита и шанс на реванш

Похоже, мы поспешили с выводом, что казахстанская контрэлита станет формироваться за пределами страны. Мы недооценили жесткость и жестокость нынешней внутриэлитной войны. Плюс не учли то важное обстоятельство, что ставки в этой войне начинают зашкаливать.

Напомним, что о формировании контрэлиты мы писали в статье  О фронде преемнику Назарбаева. Завершалась она так (процитируем):

«Нет сомнений, что логика внутриполитического процесса будет заставлять тех или иных ранее влиятельных в стране людей выбирать между эмиграцией или тюрьмой. А поскольку очевидно, что процесс преследования со стороны казахстанского государства таких людей как Аблязов, Храпунов, Рыскалиев и так далее вряд ли увенчается успехом в ближайшие несколько лет, может оказаться так, что казахстанская контрэлита сформируется вновь, но уже не внутри страны, как это было в начале двухтысячных годов, а за ее пределами.

Понятно, что она будет неоднородной политически и ментально, крайне недружественной персонально по отношению к друг другу, но она появится.

Другое дело, что срок ее жизни будет исторически короток, поскольку дети и внуки изгнанников наверняка не захотят возвращаться на историческую Родину и соответственно не станут, по крайней мере массово, претендовать на место в казахстанской вертикали власти и экономике. И для преемника Назарбаева эта контрэлита наверняка создаст много проблем, тем более что эффективных способов противодействия ей, кроме физического уничтожения, как это было в случае с бывшим зятем «лидера нации» Рахатом Алиевым, в Акорда так и не разработали».

Продолжая эту тему, внесем поправку: контрэлита формируется не только за пределами странами, но и внутри нее. В подтверждение наших слов сошлемся на конкретную историю высокопоставленного казахстанского чиновника, который ныне отбывает свой срок в колонии – Талгата Ермегияева.

-2

Напомним, что Талгат является сыном Амангельды Ермегияева, в прошлом лично дружившего с Нурсултаном Назарбаевым и работавшего под его непосредственным руководством, в частности заместителем в партии «Отан», предшественнице «Нур Отана». Однако, когда пару лет назад Ермегияев-старший попытался пробиться на прием к главе государства, чтобы вступиться за сына, тот его не принял, что было крайне негативно воспринято в кругу близких и родных первого.

Так вот, одной из главных причин падения Талгата Ермегияева стали не только его проступки как председателя правления национальной компании «Астана ЭКСПО - 2017», но и мощный прессинг со стороны недоброжелателей из ближайшего окружения «лидера нации».  По словам инсайдеров, последние не только хотели выбить его из занимаемого кресла, чтобы заместить своими людьми, но и стремились предотвратить дальнейший взлет Ермегияева-младшего.

Дело в том, что на одном из совещаний Нурсултан Назарбаев публично объявил, что если тот справится с порученным делом и хорошо проведет ЭКСПО-2017, то обязательно станет акимом Алматы, а потом и премьер-министром РК. Эта стандартная мотивация чиновника путем обрисовывания его светлого пути сыграла плохую роль, поскольку увеличила число недоброжелателей Талгата Ермегияева на порядок и сплотила их. Тем более что он что являлся членом «карагандинского клана», лидерами которого были и остаются Дарига Назарбаева, старшая дочь елбасы, спикер Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматуллин и его брат-близнец, а также бывший генпрокурор РК Рашид Тусупбеков.

В результате началась атаку, которую при активной поддержке значительного числа кланов возглавил Кайрат Кожамжаров (на фото), давно испытывающий неприязнь к Рашиду Тусупбекову.

-3

В итоге Талгат Ермегияев оказался за решеткой, хотя ничем принципиально не отличался от своих коллег во власти, поскольку способы использования государственных (квазигосударственных) должностей в частных целях в республике давно стало нормой, и безгрешных в правящей элите нет.

В данном конкретном случае принципиальное значение имеет то, что, будучи освобожденным от должности председателя правления АО «Национальная компания Астана ЭКСПО – 2017», посаженым под домашний арест летом 2015 года и осужденным к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима  с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать руководящие должности на госслужбе летом 2016 года, Талгат Ермегияев так и не признал своей вины.

Это означает, что он де-факто отказался играть по правилам, принятым в Акорде, когда высокопоставленные чиновники, как бывший премьер-министр РК Серик Ахметов, в итоге вину признают, каются, вносят установленные им судами выплаты и выходят досрочно на свободу.

Пока таких стойких людей из элиты немного, но они есть: например, бывший президент «Казатомпрома» Мухтар Джакишев и экс-министр экономики Куандык Бишимбаев. И даже если подобные люди и не имеют в душе зла лично на Нурсултана Назарбаева, вряд ли они простят своих недоброжелателей и врагов, особенно приложивших руку к их падению.

Это означает, что правящая элита в силу кратного сокращения в последнее десятилетие «кормового поля» и обострения борьбы за теневые доходы, плюс подготовки к неизбежному транзиту верховной власти в стране и обострения борьбы за нее или близость к ней, неизбежно будет делиться на тех, кто победил и не сел, и тех, кто проиграл и сел.

Последних, наверняка будет меньше, но они окажутся куда мотивированнее своих коллег по классу, ибо им, как пролетариату, теперь терять уже нечего, кроме своих цепей. И вряд ли они станут эмигрировать, хотя бы потому, что за рубежом им делать нечего, а внутри страны они могут рассчитывать на поддержку. При этом авторитарный политический режим в силу объективных причин (времена стали другие, высока зависимость страны от Запада и невозможно закрыться от остального мира) не может позволить себе использовать сталинские методы решения данной проблемы.

То есть через несколько лет в стране окажется несколько сотен человек, которые потерпели крах на государственной службе и были затем посажены за решетку, но при этом нашли в себе силы не признавать вину и не стали демонстрировать покорность Акорде. Причем это будут люди со своим кругом общения, отнюдь не бедные, имеющие опыт работы на государственной службе, знающие сильные и слабые стороны государства и при этом мотивированные на реванш.

Таким образом, можно предсказать, что казахстанская контрэлита будет формироваться как за пределами страны, точнее она там уже существует, пусть и малочисленная, так и внутри страны. Причем установить и пресечь ее организационное объединение практически невозможно, поскольку оно будет происходить под прикрытием традиционных для казахов тоев и празднеств, а дружить против кого-то в Казахстане всегда получалось лучше, чем за что-то бороться.