Эта статья посвящена работе над иллюстрацией в книге. Наш преподаватель, Виктория Самсонова расскажет о проделанной работе в рамках одного проекта.
Привет, меня зовут Вика! Опишу весь процесс на примере иллюстрации книги «Кот Барбоскин и все-все-все». Я работала напрямую с писателем, а не с издательством. Поэтому мы не разбирали картинки с точки зрения продаж, маркетинга и трендов. Вместе с текстом я получила приблизительный макет с нишами, где должны были располагаться определенные картинки. Версткой занимался другой специалист.
Приступаем к работе! У меня есть определенная схема работы, о ней и пойдет речь.
Сперва я читаю текст и обсуждаю с автором стиль и характер иллюстраций. Зачастую, автор понимает, что изображения будут в моей стилистике, раз он обратился ко мне. Были случаи, когда знакомые писатели просили меня поколдовать над чем-то новым. Но обычно я на такое не соглашаюсь.
Далее я делаю карандашный концепт-арт главных героев. Это похоже на схему или общее описание: будут ли они круглолицые толстячки или у них будут ножки-палочки. Рисую первоначальный скетч героев в фас, пытаюсь понять характер каждого героя, их отличия (по сюжету было пять котов и еще столько же другого зверья). Порой одним концептом не обойтись, и надо быть готовым к минимум пяти трактовкам одного героя. На этом этапе может быть много исправлений (одежда, рост, характер, детали), но их легко корректировать. Я всё делаю в скетчбуке, чтобы весь рисованный материал находился у меня под рукой в одном месте.
Потом в карандаше создаю скетчи с композициями, опираясь на заданную верстку. Тут могут быть требования от заказчика: «Должно быть пять героев, сад, луна» и так далее. Всё это нужно учесть и разместить в формате. Да, будьте внимательны с пропорциями! Вы можете рисовать на ватмане, а книга будет размером с блокнот. В таком случае многие детали пропадут или сольются в кашу. Или наоборот — если книга по размеру будет больше ваших работ, то станут заметны грубые штрихи и фактуры.
Кроме того, для меня важно, чтобы от страницы к странице схема композиции не повторялась. Нужно располагать объекты свободно, чтобы им не было тесно. Параллельно держать в голове концепт их тональностей и не ставить рядом двух темных персонажей или двух ярких. Лично я не жалую фоны и делаю упор на детали: люблю ломать пространство, например, смотрю на самовар сбоку, а на стол — сверху.
Разнообразную композицию объединяет колорит. Когда скетчи всех листов готовы, отредактированы и вставлены в верстку, мы с автором обсуждаем цвет. Я присылаю колорборды (цветовые доски), делаю большую подборку, чтобы понять, какие цвета точно подойдут. Колорборд имеет ограниченную палитру и нужен больше для вдохновения. Я беру его за основу, но в самой работе собираю более разнообразную гамму. Проще рисовать, когда автор книги дает комментарии, например: «Я вижу это в пастельных тонах» или «Хочу, чтобы было очень ярко и солнечно». Тогда я решаю, каким цветам быть нежнее или каких должно быть больше. Колорборд — это своего рода читерство для иллюстратора и надо тренировать своё восприятие и чувство цвета. Зато он позволяет ускорить процесс, договориться с заказчиком быстрее, ведь мобильность в нашей сфере превыше всего.
Следующий этап — чистовик, я рисую его в программе Adobe Photoshop на планшете. Здесь удобно вносить правки, корректировать цвет и детали. Поначалу у моих объектов нет теневой фактуры и штрихов и они кажутся «голыми». Но я всегда помню об этом моменте.
Теперь можно выслать заказчику результат (по картинке или всё сразу) и перейти к завершающим правкам. На заметку новичкам: если правки подразумевают переделку композиции и отрисовку с нуля, то это уже новый рисунок и можно брать за него дополнительную плату. Уточняйте этот нюанс!
Еще важный этап, который идет до старта работы — стоимость работы. Какую сделать цену? Всё просто: цена зависит от степени детализации, проработки, оригинальности (если нужно нечто эдакое) и временных затрат. Стоимость в час и за деталь каждый иллюстратор выбирает сам. Всегда заранее обсуждайте с заказчиком вопросы оплаты, предоплаты и наличия договора.
Подведем итог?
— обсуждайте с заказчиком каждый этап,
— ведите работу от малой композиции к крупной,
— доводите результат до полноценной книги.
И последний совет: изучите основы Adobe InDesign и предпечатной подготовки. Так вы будете разбираться в верстке и понимать, почему желтый цвет при печати может превратиться в болотный. А значит и рисовать будет легче!