Введение.
В этой статье я сравню систему образования в Японии и в СССР и докажу, почему они похожи. Также поговорим немного о российском образовании.
Образование в Японии.
Не секрет, что в Японии, довольно специфическая система обучения. Начинается специфика, уже на уровне разбиения на семестры.
Учебный год разделен на три семестра:
Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
Летний. С 1 сентября по середину декабря.
Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.
Интересна также система разбиения этапов образования на начальную, среднюю и старшую школы. Она выглядит следующим образом:
Самой интересной частью японского образования являются многочисленные кружки (клубы) по интересам, в которых школьники и студенты принимают активное участие. Обычно, не принято, чтобы учащийся не состоял ни в одном клубе, формально каждый японский ученик должен состоять в каком-либо клубе. Он может и не посещать его, но состоять в нём для приличия должен. Те кто не посещает ни один клуб становятся кем-то, вроде "белой вороны", но, конечно, всё зависит от желания. В принципе, никто не станет записывать в клуб насильно против воли.
Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы (т.н. "дзюку"), предлагающие дополнительные занятия.
Их можно разделить на два вида по направлениям обучения: Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства.
Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки. Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз.
Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями.
Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать – самообучение.
Немного о системе экзаменов в японских школах.
В начальной школе экзамены отсутствуют, а в средней и старшей школе экзамены сдаются пять раз в год — в конце триместров и в середине первых двух триместров. Срединные экзамены посвящены математике, японскому и английскому языку, обществоведению и естественным наукам. В конце каждого триместра сдаются большие комплексные экзамены, предусматривающие проверку абсолютно всех предметов.
По результатам экзаменов определяется, перейдет ли учащийся со средней в старшую школу. В зависимости от полученных баллов, определяются школы — для тех, кто показал высокие результаты, предлагаются престижные учебные заведения, для учеников с плохими результатами предлагаются плохие школы, после которых нельзя поступать в вузы. Как правило, у выпускников таких школ нет никаких перспектив в карьере.
Интересен также подход к подаче материала в Японии. Я уже не раз затрагивал в статьях вопрос культурной японской эстетики "аварэ". Подробнее о ней, Вы можете почитать в этой статье.
С эстетикой "аварэ" связан следующий аспект японского образования. В процессе образования в японских учебных заведениях, прежде всего, делается упор на образно- эмоционально - чувственное восприятие материала, а не на сухие цифры и объективно точную подачу информации, как в европейских и российских учебных заведениях. Среди японцев, обучающихся в России, есть те, которым точная, конкретная подача информации нравится гораздо больше, чем японская, эмоционально-образная. Так, например, японская художница Кейто Ямагути,
которая переехала жить в Россию, в Санкт-Петербург, после аварии на АЭС Фукусима-1, так отзывается о современном российском образовании, на вопрос "Чему Вас научила Россия?", она отвечает:
Я живу здесь, чтобы изучать графику и, соответственно, учиться в Академии. Мне повезло с преподавателями: в Петербурге, как мне кажется, материал дают очень структурировано и логично, как математикам. В Японии же нас учат на уровне образов и эмоций.
Образование в СССР.
Чем же японское образование очень похоже на образование в СССР?
Прежде всего, целостностью образовательного пути человека.
В СССР, почти повсеместно встречались школы, которые были "закреплены" за определёнными ВУЗами, ВУЗы, в свою очередь, были "закреплены" за определённым предприятием. Заканчивая школу, ученик уже знал в какой ВУЗ он будет поступать, ему не нужно было беспокоится по этому поводу. Заканчивая ВУЗ, учащийся гарантированно получал рабочее место на предприятии, где по договору, он был обязан отработать энное количество лет, чтобы, таким образом оплатить своё бесплатное обучение в ВУЗе.
В Японии бесплатного образования, как такового нет, но государство предоставляет льготы и безпроцентные кредитные квоты на обучение для малоимущих семей. Также, как и в СССР, "образовательный путь" человека целостный. Окончив школу ребёнок знает в какой ВУЗ ему поступить, окончив ВУЗ знает на какой работе ему работать. С работы японцы увольняются крайне редко, поэтому, имеет место быть определённая стагнация жизни. То есть, окончив ВУЗ человек работает на производстве или в компании "закреплённой" за этим ВУЗом, в этот же ВУЗ, он, скорее всего отдаст своих детей.
В этом есть определённый минус японского образования, но в целом, японское образование отличается очень высоким качеством.
Образование в России.
В целом, несмотря на негатив в сторону ЕГЭ, российское образование хорошее. Если ученик проявляет старание и дополнительно сам занимается, то из него может получится отличный специалист в своей сфере , но вот с целостностью образования творится кошмар.
Детей пугают экзаменами, школьники, зачастую, до выпускных классов, даже не знают, куда им поступать. Программа внутренних экзаменов в каждом ВУЗе России разная и это ещё один минус.
Кроме того, в японских школах детей приучают к труду, посредством привлечения их к уборке, не только класса, но и ВСЕЙ школы, в России же, нет-нет, да поднимают скандал на почве того, что дети, якобы участвуют в незаконном детском труде и школа, таким образом, нарушает закон, я считаю - это не правильно!
Ребёнок должен с малых лет приучаться к аккуратности и чистоте, не должен боятся убрать за собой. Впрочем, оставим это не относящиеся к теме статьи рассуждение и сделаем вывод.
Вывод.
Система образования в Японии имеет, как плюсы, так и минусы. Во многом, она схожа с системой образования в СССР. По сравнению с российской системой образования, японская система образования, по моему мнению, однозначно выигрывает.
А Вы хотели бы учиться в Японии?