Автор текста - Василина Свиридова.
Смотреть историко-патриотическую драму с излишне пафосным названием «Первые» без скептического настроя невозможно. Увидев в начале титры «При поддержке Министерства культуры России», наиболее чувствительные зрители яростно воскликнут: «Да это заказ!». Совершенно так. Создатели честно признались, что картина выходит аккурат ко Дню России, чтобы поддержать патриотический дух россиян. И это было бы даже неплохо: хорошее глубокое патриотическое кино всегда приятно смотреть, хотя бы из-за эмоций, которое оно вызывает. Но в «Первых» патриотический настрой, нагнетаемый оглушающей патетической музыкой и намеренно громкими фразами вроде «Мы русские – с нами Бог», просто напросто не срабатывает на нужном уровне. Ведь история, за которую взялись авторы картины, достойна большего.
Молодых офицеров Семена Челюскина (Евгений Ткачук) и Василия Прончищева (Наиль Абдрахманов) уличили в шуточной дуэли, на которую их неосознанно спровоцировала воспитанница Беринга Маша (Алина Ланина). Последовало разжалование в рядовые для обоих, но Прончищеву удалось продвинуться по службе, и вот спустя несколько лет ему приказывают снарядить экспедицию, чтобы «по завету Петра» исследовать северные границы России-матушки. И Василий, вместе с другом Семеном в качестве штурмана, отправляется в опасное путешествие
Сразу следует сказать, что дотошным зрителям, ратующим за исторически достоверное кино, фильм лучше не смотреть. «Первые» не являются документальной реконструкцией экспедиции Прончищева, что становится понятно уже с того момента, когда оказывается, что будущую жену Василия зовут Мария (это неверный вариант ее имени, на самом деле она была Татьяной). В какой-то момент даже надоедает считать, сколько разных событий в фильме было пересказано совсем по-другому: начиная с того, что Василий и Татьяна поженились задолго до экспедиции и заканчивая тем, что мыс Челюскина был открыт через несколько лет после похода Прончищева. Знать эти факты необходимо, чтобы те же школьники, купившие билет, не запутались окончательно. Но придираться к искажениям не надо, ведь «Первые» сняты даже не на основе реальных событий, а по мотивам пьесы «Созвездие Марии» Владимира Федорова.
В результате концентрации таких разнородных событий из истории освоения севера России фильм становится похож на довольно кислый, но моментами бодрящий коктейль. Слишком много всего и довольно неумело намешал в него режиссер Дмитрий Суворов, прежде известный по странным и откровенно тупым комедиям «Суперплохие» и «Одноклассницы». Хорошо, что в фильме нет влияния этих фильмов, разве что только в одной пошловатой сцене, где Алина Ланина моется в бочке.
С одной стороны, «Первые» явно пытаются быть похожими на «Пиратов Карибского моря», как бы абсурдно это не звучало. Сравнение первый раз приходит в голову при звуках саундтрека, который отчаянно скачет от медленного грустного завывания в духе российских сериалов на телеканале «Россия» до бравурных аккордов заглавной темы «Пиратов». Кроме этого, в «Первых» присутствует чудесная сцена в кабаке (чем не трактиры на Тортуге?), чрезвычайно уродливого вида злодеи (настоящие пираты, ни дать ни взять), сильная женщина Мария, переодевающаяся в мужчину (Кира Найтли местного розлива), сражения на корабле с полетами на канатах (но уровень экшена все же не тот) и даже щепотка мистицизма в виде таинственных спасительных узелков Челюскина, влияющих на погоду (не компас Джека Воробья, конечно, но тоже неплохо). В «Первых» есть бойкий Евгений Ткачук, который, подобно Джонни Деппу, своей бешенной энергетикой держит фильм на плаву, не давая ему скатиться в подобие сериала.
С другой стороны, в картине есть элементы настоящего кино о покорении севера, единственное, что в фильме действительно воздействует на зрителя. Даже сегодня, со всей навороченной техникой, экспедиция на север – штука не из легких. Как сложно исследователям было в начале 18 века – даже страшно представить. Когда матроса, решившего поймать белугу, неожиданно уносит в море, или когда боцмана буквально с саней утаскивает волк, глаза лезут на лоб. А наблюдать за тем, как путешественники обречены замерзать в ледяном плену, будучи не в силах даже разжечь огонь – внушает уважение. Особую атмосферу пронизывающего холода севера передают и завораживающие ледяные пейзажи, снятые на территории Карелии и Якутии.
«Первые» планировались как патриотичное кино о великих русских. На деле получилась неровная мелодрама о силе человеческого духа, в то время как от притянутого за уши патриотизма порой хочется с раздражением отмахнуться. Не каждой великой истории необходимы возвышенная музыка и громкие фразы, иногда, например в случае с экспедицией Прончищева, характеры героев тех событий гораздо глубже поверхностного патриотического посыла.