Найти тему
Thisis.Media

УЛЬТРАБАБЫ. ЧТО ТАКОЕ ДАЙК-КЭМП?

Антон Котенев — о том, почему лесбийский кэмп невозможен

В Outline, самом красивом издании на свете, наткнулся на интересную колонку о новом типе постмодернистской чувствительности — дайк-кэмпе. Автор берет актуальные сюжеты про лесбиянок и тематизирует в качестве новой инкарнации кэмпа. Предприятие смелое: шутка ли, переопределить целую эстетику, да так, чтобы на ней места живого не осталось. Раньше кэмпом занимались разнообразные денди, эстеты, художники жизни и гомосексуальные мужчины из рабочего класса. У этих обобщенных геев были Ритой Хейворт, Бетт Дэвис, Грета Гарбо, Джина Лолобриджида, бесконечные переодевания, гротеск, ирония, холод, формализм и другие бесовские дрыгания.

А ТЕПЕРЬ НАСТУПИЛ НОВЫЙ КЭМП — КЭМП ГОМОСЕКСУАЛЬНЫХ ЖЕНЩИН. ОН ТОЖЕ С ИРОНИЕЙ И ГИПЕРБОЛАМИ, НО В ОТЛИЧИЕ ОТ ОБЫЧНОГО — ЖАРКИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ И ИЗНАЧАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА НИШЕВЫЕ СРЕДЫ, СУБКУЛЬТУРЫ И МАЛЫЕ СООБЩЕСТВА.

Новый кэмп не изгаляется над мужчинами, женщинами и их борьбой. Он вообще не берет в расчет нормативную чувственность. Пока олдскульные геи выхолащивают и травестируют свои тела, отчаянно входя в роль королев, роковых красоток и просто самочек — сочных, женственных, вкусных, — лесбиянки облачаются в удобную физкультурную форму и показывают, как здорово они умеют любить женщин и как классно у них получается доставлять друг дружке удовольствие. То есть дайк-кэмп — это такой теплый кэмп, кэмп для своих, кэмп без отчуждения.

Я собираюсь доказать, что более глупой идеи, чем дайк-кэмп, не придумаешь. Но начну по порядку. Лесбиянки делятся на три вида: дайки, клавы и бутчи. Бутчи — это страшные мужеподобные монстры. Приземистые, коренастые, клыкастые тетки с корокими стрижками и маленькой грудью. Они грубы, неотесаны, могут сплевывать или отрыгивать, а также показывать непристойные жесты. На такое всегда есть спрос. Клавы — это грудь — во, зад — во, длинные волосы, платье и диадема. Клавы никому не нравятся. Быть клавой большое несчастье. Ну а дайк — это конфетка, сладкий пирожочек, объект влечения не только гомосексуальных женщин, но и всех-всех-всех. Дайк — самый престижный лесбийский типаж, коротко говоря, блондинка с пятым размером. Точнее с первым-вторым. Плюс мордашка, плюс кроссовки, плюс кудряшки — вот тебе и Ронни, дочь разбойника.

ДАЙКИ ВОПЛОЩАЮТ  НЕ ТОЛЬКО КОНКРЕТНЫЙ ТИП, НО И ЖЕНСКУЮ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК ТАКОВУЮ. ДАЙК — ПАРАДНЫЕ ВОРОТА В МИР ЛЕСБИЯНОК.

К слову, среди примеров актуального лесбийского кэмпа, которые автор приводит в статье, почему-то не оказалось сериала "Оранжевый — хит сезона" — занимательного многочасового нарратива о том, какие бывают лесбиянки. Там же буквально в глазах рябит от гротескных образов и горячечной сестринской сексуальности. А еще в этом сериале очень много разноплановой женской телесности, краеугольного камня нового кэмпа. Может быть, женская тюрьма — это и есть релевантный локус новейшей эстетики. Понятно, что кэмп — от se camper, а палаточный городок — не тюрьма, но звучит-то как ЛАГЕРЬ.

Но будем двигаться по порядку. Важнейшее в кэмпе — он асексуален и даже антисексуален. Потому что геям нравятся не Алла Пугачева, Рената Литвинова и Рита Хейворт. Им, вообще-то, мужчины нравятся. Из этого обстоятельства при желании можно вывести важнейшую характеристику кэмпа — примат стиля над содержанием. Ты холоден к женщинам, но взамен очень любишь кривляться и идиотничать. Вот тебе и кэмп: лабиринт страсти, закон желания, ледяные блондинки, опасности, приключения и нелепые телодвижения — за вычетом, собственно, их движущей причины — влечения.

Это — взгляд ребенка на отношения взрослых. Отсюда, к слову, и специфическая дурашливость — тоже важный признак кэмпа. Мне вот в детстве нравилось переодеваться в Миледи. Очень нравилась актриса Терехова и сама героиня Дюма. Казалось бы, ну что за ересь? Зачем переодеваться в Миледи? Почему? Но какие могут быть почему, когда у тебя лежит красивое черное платье, да еще шляпа, парик и много поролона.

Кэмп весь — примерно из этой серии: а вот очень круто нарядиться дебильной голливудской актрисой! А вот еще круто сделать светильник со змеей! Как, не круто? Он же со змеей! А что если сделать такую огромную обезьяну — как пятиэтажный дом! И пусть бы она имела отношения с молоденькой секси-цыпочкой! А давайте все будем носить боа! Как это нельзя боа? Дураки, боа — классная вещь!

-2

Но автор колонки в Outline учит, что лесбийский кэмп — это не какие-то шуточки, а самая настоящая сексопанорама. "Будучи выраженным (языком кэмпа. — Примеч. авт.) и обращаясь в шутку, гомосексуальное желание не становится менее реальным, сам перформанс становится частью желания" — так и пишет!

Если олдскульные геи по-детски восторженно играли в мир взрослых: во всех этих мясистых бабцов и мужичков с их чувствами и отношениями, то лесбиянки сами ведут себя как взрослые, разве что немного эксцентричные. У геев — инфантильная фантазия, у дайков — обычная взрослая житуха.

Естественность сексуальна, искусственность — нет. Так что пока все логично. Правда, непонятно зачем называть кэмпом эстетику, которая отрицает все его основные ингредиенты. Почему бы не называть это просто "энергичными, смешливыми девчонками, увлеченными дизайном и стилем жизни".

ЕДИНСТВЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПО СЕКСУ В ДАЙК-КЭМПЕ — НЕ РАВНЯТЬСЯ НА ВЛАЖНЫЕ МЕЧТЫ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫХ МУЖИЧКОВ. MALE GAZE ЗАПРЕЩЕН. НЕ НАДО "МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВА", НЕ НАДО РАННИХ "ТАТУ" И ПРОЧИХ ЛОБЗАНИЙ МАДОННЫ С БРИТНИ СПИРС. ПУСТЬ МУЖИЧКИ САМИ ПОДРОЧАТ В ГЛУБИНЕ СЕБЯ.

Дайки, гоняющие по кэмпу, никому не собираются делать красиво. Их не интересует ничье мнение за рамками их референтного круга. Дайк-кэмп — это история не о том, что у вас классное тело, скорее, о том, чтобы “показать, как ты умеешь хотеть женщин и доставлять им удовольствие”. Ну и еще можно надеть триканы в форме вагины, иначе удовольствие будет неполным.

Лесбийский кэмп избавляется и от наиболее очевидной характеристики старого кэмпа: он больше не интересуется искусственным, он теперь окучивает естественное. Причем с естественным он поступает так же, как и старый кэмп — с бровями поп-дивы. Утверждается, что дайки как будто выпячивают, подчеркивают и преувеличивают эстетику естественности. Что значит "преувеличенная естественность" — отдельный вопрос. Юбочки из пальмовых листьев? Молочко из-под коровки? Подражание голосам птиц? Зоофилия, сыроедение, игра в ножички? Вроде бы главное — это кроссовки, кеды и другая спортивная одежда, которая может сойти за продолжение тела. Ну и, конечно, тело как таковое — где еще рыскать в поисках подлинности.

Иначе говоря, обычная женщина знает, что по природе она баба, и на этом успокаивается, а дайк из числа приверженцев нового стиля хочет быть ультрабабой, мегабабой, чудной бабой, концентрированным сгустком спонтанности и непосредственности.

Для гея нет ничего слаще, чем сделать себе ринопластику под Роми Шнайдер и ходить по улицам пугать детей. Программа лесбиянки — стать еще большей лесбиянкой, чем она есть. Быть самой собой по максималочке. Есть у тебя какие-то "фирменные" гримасы и ужимки, с которыми прорываешься к козырной телочке через толпу потных тел в “Вольтах”? Ну вот и умножь все на 20. Давай-давай, выпячивай, а не шушу по стеночке!

ТЫ НЕ ПРОСТО ЛЕСБИЯНКА, ТЫ СУПЕРМЕГАЛЕСБИЯНКА, ЦАРЬ-ЛЕСБИЯНКА, ЛЕСБИЯНИЩЕ!

По-хорошему, дайк-кэмп вообще подразумевает перевод всего арсенала  постмодернистской эстетики на язык тела. Реминисценции, бриколажи, скачки по дискурсивным регистрам должны быть не только выражены в телесных практиках, но и укоренены в индивидуальном эросе. Козюли оборачиваются жестами, абсурд — эротикой, придурковатая игра — жизнью живой. Пастиш, аллюзия, ирония должны работать не в зоне символического, а прямо в натруженных девичьих телах. Только вот литературные приемы на языке телесных практик и индивидуального эроса — это вообще не знаки, а сигналы: "Мне больно!", "Я хочу пить!", "На, сука!" — ну знаете, этот нечленораздельный рев за рамками принципа индивидуации человека в мире.

Примечательно, что дайк — самый пресный лесбийский типаж. Это не грубая коренастая уборщица с испитым лицом (бутч). Это не трогательная недотепа в бигудях (клава). Это обычная средневзвешенная телка, в чьей внешности узнает себя массовый вкус. Спортивки, кроссовки, не очень большая грудь, минимум косметики, бледноватая кожа, ну и что-нибудь “из искусства” — да хоть бы и бабушкина брошь.  Дайки — это просто усредненная модная молодежность, поставляющая обывателям образцы хорошего и нормального. Какой им кэмп? Им бы в фитнес, да потом еще встретиться с тем чуваком из Tinder.

Искренность, непосредственность, социальность, сексуальность, дружба, эмоциональная вовлеченность — интересно, как бы такое определение кэмпа зашло Сьюзен Зонтаг?

Впрочем, большой проблемы во всем этом нет. В конце концов, мы всегда можем условиться с послезавтрашнего дня называть табуретку абажуром, телефон — астролябией, а “Войковскую” “Волковской”. Главное — заранее договориться, чтобы без путаницы. Нам, к примеру, казалось, что весело и с перчинкой практиковать собственную сексуальность — это вкус к жизни, аскеза или забота о себе. Нет, это называется кэмп.

НАШ САЙТ