На этой неделе наконец-то открылась для посещений археологическая область дворца древней македонской столицы Эги́ (др.-греч. Αἰγαί), который считается не только самым большим, но и сравнимым с Парфеноном по значимости зданием классической Греции.
Дворец в Эгах был построен во время правления Филиппа II (359-336 гг. До н.э.) на холме, находящемся на территории современный Вергина, что в Северной Греции, в 80 километрах от Салоник. Он втрое больше Парфенона и был доминантным архитектурным объектом всей области, признанным символом красоты, власти и царственного величия.
Эги расположились у северного склона Пиерии, будучи надежно защищенными с юга горой, а с востока – глубокими руслами рек, от которых сегодня почти ничего не осталось. Таким образом, в древности доступ к городу был открыт только со стороны равнины.
Вообще же за время раскопок на прилегающей территории были обнаружены не только руины дворца и агоры, но святилище Эвклии, Кибелы, остатки частных и общественных зданий, гробницы, содержащие богатые погребальные дары, мемориальные стелы и фрагменты архаических, классических и эллинистических сооружений.
Сам же дворец был спроектирован для Филиппа гениальным архитектором - вероятно, Пифеем, известным своим вкладом в строительство Мавзолея в Галикарнасе, а также развитием городского планирования и теории пропорции.
Каменные и архитектурные элементы, искусно обработанные, были покрыты блестящей высококачественной штукатуркой «под мрамор», что напоминает об описании Витрувия, где он сравнивает фактуру отделки со стеклом.
«А в Галикарнасе дом могущественнейшего царя Мавзола хотя и разукрашен весь проконесским мрамором, но стены у него выложены из кирпича и до настоящего времени отличаются чрезвычайной прочностью, будучи к тому же отделаны такой гладкой штукатурной работой, что кажутся обладающими прозрачностью стекла».
Тысячи кровельных черепиц и рельефных антефиксов искусной работы, сотни квадратных метров этажей, покрытых мраморными инкрустациями и уникальными мозаиками, в которых прослеживается стремление к воспроизведению природных орнаментов и сюжетов, яркие краски, бронза и всевозможные роскошные материалы были использованы для создания этого дворцового комплекса, отражая амбиции македонских правителей.
Однако помимо богатого декора, изобретательности и совершенства техники возведения, а также поразительных технологических достижений, прослеживаемых на всех уровнях строительства, поражает оригинальная архитектурная концепция дворца.
Его план изумителен в своей простоте. Согласно общегреческой традиции, все пространство было организовано вокруг большого центрального двора (перистиля), окруженного четырьмя дорическими портиками (крытыми колоннадами), куда выходили главные комнаты.