У японцев всем известно такое слово — ирэдзуми, т.е. «инъекция туши». У многих народов принято украшать себя татуировкой. Но у японцев уж очень на редкость первоклассно выходит. Глаз не оторвать.
Словарь Брокгауза и Ефрона, отзывается «поэтически»: «Наиболее совершенные образцы представляет Япония, где татуировка носит печать такой же высокой художественности, как и японская живопись; татуировка японского простолюдина по яркости и изяществу производит иллюзию дорогого гобелена».
Это сказано о XIX веке, когда татуировки относились как к искусству. А сейчас заходя в японскую баню иди бассейн, часто видишь предупреждение: «Лицам с татуировкой вход воспрещен». Это связано с мафиози (якудза).
Японская молодеешь пользуются временными тату, где с легкостью и смывают их в том же бассейне. Япония конечно современная страна, но есть в ней свои «тараканчики или дракончики».
Однако Китайская «Хроника трех царств» (конец III века н. э.) информирует нас о том, что жители Японского архипелага использовали татуировку, которая покрывала все их тело, для того чтобы избежать проклятия бога моря. То есть как тотем или амулет.
Другие ранние письменные данные, VIII века теперь уже принадлежавшие авторам Японии, свидетельствуют, что татуировка якобы использовалась также как средство наказания преступников.
Например:
Ø заговорщиков, задумавшему свергнуть законную власть, татуировку нанесли прямо возле глаз;
Ø следует отметить, что в разных провинциях и княжествах метили по-разному. Это могла быть и собака на лбу (в весьма бедном словаре японских ругательств «собака» — одно из самых страшных);
Ø круг на левом плече;
Ø двойная линия вокруг бицепсов левой руки (за каждое следующее преступление прибавлялось по линии) и иероглиф «аку» — «злодей». Так можно было определить, какое и сколько совершено преступлений. А чаще всего такая татуировка наносилась на внутренней поверхности рук.
Наказание татуировкой считалась тяжелым, ибо человек оказывался за пределами круга законопослушного общества. Так в скором времени, к концу XVII века, татуировка приобрела еще одну характеристику. Некоторые ученые предполагают (хотя бы и отчасти), что бывший приступник который встал на путь истинный имел желания спрятать «клеймо» под другой, более изощренной, татуировкой. Достоверно известно, что настоящие «японец» тщательно избегали покрывать татуировкой именно внутренние поверхности рук это доказывало его не причастие к криминальному миру.
Татуировка была делом обычным и в среде гейш. Сами любовники настаивали на процессе татуировки так как имели желание связать свою судьбу с друг другом. При всей легкомысленности своей профессии японские куртизанки предпочитали мужчин постоянного нрава, и литература того времени частенько повествует о драмах настоящей любви, случившейся между проституткой и одним из ее постоянных клиентов. (Заинтересовавшиеся могут прочесть про это в специальном разделе, посвященном обитательницам «веселых кварталов».)
Самой простой татуировкой возлюбленных были «родинки», наносившиеся на руки таким образом, что при сцеплении ладоней они взаимно покрывались большими пальцами, что было возможно только при одновременном татуировании.
Существовали и любовные надписи. Обычно это либо выражения верности, либо имя возлюбленных с последующим иероглифом иноти — «судьба», что должно было означать определенную серьезность намерений. Русский эквивалент— «любовь до гроба».
Были и веселые обитатели Эдо не упускали возможности посмеяться. Так, в одном из романов того времени рассказывается о незадачливом богаче, которому никак не везло в любви. Поэтому для повышения собственного имиджа он вытатуировал несколько десятков женских имен на обеих руках и даже между костяшками пальцев. Для того же, чтобы его амурная автобиография выглядела более правдоподобной, он стал сводить часть этих имен с помощью прижиганий. Чтобы все знали, сколько Любовей у него в жизни было. А с этими-то, выжженными, у меня, мол, уже навсегда покончено. При встрече с друзьями он повторял: «Эх, сколько ж боли надо претерпеть, чтобы великим любовником стать!»
Помимо любовных надписей, другим ключевые фразы были буддийских молитв. Люди, разумеется, надеялись, что им это сможет помочь.
Середина XVIII столетия отмечена настоящим расцветом культуры татуировок. Именно в это время и складывается тот канон, который известен нам ныне. Помимо всех выше упомянутых татуировками стали покрывать свое тело артисты, люди тяжелого физического труда, приверженцы азартных игр. Художники регулярно запечатлевали обнаженное тело на своих цветных гравюрах.
Поэтому о татуировках того времени мы имеем вполне наглядное представление.
Самураи не попали под влияние этой «моды». Им хватало своего выбритого до синевы лба и двух мечей за поясом уже отметились.
Предание гласит, что одними из первых приобщились к татуировкам пожарные в столичном Эдо. Далее борцы сумо покрывали все кроме лица, часть рук — от локтя и ниже, и ног — вниз от бедер. В результате получалось нечто вроде купального костюма конца XIX века.
Вслед за борцами стали татуироваться торговцы рыбой рисовали на своем теле рыбок, гейши — плектр для игры на своем любимом трехструнном сямисэне, краба (символ цепкости, необходимой при заманивании клиента), профессиональные игроки — кости или карты. С помощью татуировки можно было обозначить и некоторые подробности своей биографии. Так, чарка для сакэ обозначала, что человек с этим делом «завязал».
Проводились и настоящие «конкурсы красоты» татуированных — с определением победителей и раздачей призов. Вот некоторые примеры татуировок, вызвавших особое восхищение зрителей. Паутина, которая покрывала всю спину. Причем одна из паутинок спускалась вниз по правой ноге вплоть до лодыжки, где притаился сам паук. Или «перекинутое» через плечо полотенце с изображением на ягодице кошки с поднятой лапкой: при ходьбе кошка начинала «ловить» конец этого полотенца.
Увлечение татуировками стало повальным, редкостью считали «трудягу» без татуировки.
А когда в 1868 году часть самураев подняли мятеж против официальных властей, то одним из способов остаться целым и невредимым при выяснении твоей подозрительной личности было предъявление полицейскому своей татуировки.
После падения военно-самурайского режима Токугава, который держал страну закрытой от мира целых два с половиной века, в Японию зачастили иностранцы, И властям показалась, что народ выглядит смешным в лице туристов. И наложили запрет на тату. Так что для мастеров этого дела настали тяжелые времена.
Для нанесения в Японии использовалась связка игл. Число их колеблется от двух до двенадцати. Делаются они чаще всего из бамбука, но бывают также деревянные и костяные.
Разумеется, всякая татуировка уникальна и не может быть воспроизведена в следующий раз с абсолютной точностью. Однако существуют темы и мотивы, которые стали нормой еще с XVIII века. Например, цветы, животные, религиозные мотивы, кое-какие герои старины.
На первом месте стоят все-таки цветы, воспетые в поэзии и растиражированные в живописи.
Пион олицетворяет собой богатство и удачу.
Хризантема призвана обеспечить ее носителю долгую жизнь (кстати говоря, не к «низменной» татуировке будь сказано, именно хризантема с шестнадцатью лепестками является гербом японского императорского дома).
Сакура, цветущая по-настоящему только день или два, символизирует быстротечность жизни и спокойное к такой краткости отношение.
Японский клен — ассоциировало любовь. Вплоть до настоящего времени часто можно наблюдать на супружеских кроватях. В то же время кленовый лист символизирует стойкость и мужество по примеру самого клена. С его помощью азиатский мужчина демонстрирует свою волю, господство духа над телом и несгибаемый характер.
Из татуировок животных пользовались популярностью изображения тигра и дракона. Чего уж там говорить — каждый из них страшен по-своему, так что особых объяснений не требуется.
Карп олицетворяет стойкость и мужество (нечто вроде татуировки орла в европейской традиции). Говорят, он умеет очень ловко плавать против течения и даже преодолевать пороги.
Среди религиозных мотивов преобладающими являются буддийские. Это и молитвы, о которых уже говорилось, и полноформатные изображения. Однако сам Будда не является героем этих картин. Японцы изображают Нио — двух мощных божеств довольно страшной наружности, предназначением которых является защита учения Будды от всяческих посягательств.
Другим популярным персонажем этого типа является бодхисаттва Каннон, которая в Индии, на родине буддизма, как и все бодхисаттвы — существо бесполое, но в Китае и Японии приобрела вид богини милосердия.
Чрезвычайно колоритна фигура Фудо — охранителя буддийского рая, держащего в правой руке объятый пламенем меч, а в левой — веревку. Меч нужен ему, чтобы расправляться с врагами учения, а веревка — чтобы вытягивать с ее помощью из беды тех, кто в том нуждается.
Существуют и так называемые «невидимые» татуировки, которые называются какуси-боро. Для них используются пигменты телесного цвета (например, рисовая пудра), которые проявляются только после принятия горячей ванны или в случае общего покраснения кожного покрова при избытке выпитого (для загадочного русского организма такой вариант сокрытия татуировки как-то сомнителен — наш человек или всегда красный, или —никогда) или при сексуальном возбуждении. У гейш какуси-боро пользовался особым почетом.
Я рада представить Гайд по искусству японской татуировки! Надеюсь что эта информация поможет быть в теме. Из этого текста вы узнали базовую информацию о мире тату-искусства Ирэдзуми.
Ниже приведены источники где Вы можете с легкость более глубже изучить предмет.
· Эндрюс, Джошуа. Искусство татуировки. howtotattoo.net, 2008.
· Феллман, Санди. Японские Татуировки. New York: Abbeville Press, 1986. ISBN В0-89659-798-9, ИСБН 0-89659-661-3.
· Ричи, Дональд, и Иэн Бурума. Японские Татуировки. New York: Weatherhill, 1980. ИСБН 0-8348-0149-3.