Вступление
Как известно, писатель-мещанин Алексей Максимович Горький не любил людей с образованием, при этом хотел быть с ними рядом и душой, и телом.
Но они его опорой обижали.
Горький, читавший Чехова, сумел отомстить, в 1903 году, например,
Горький и Л.Н.Андреев хотели совместно сочинить пьесу «Астроном» на тему противоречий между интеллигенцией и народом.
Пьеса должна была заканчиваться расправой невежественной народной толпы над астрономом, человеком, который позволил себе жить «жизнью всей вселенной среди нищенски серой обыденщины. За это его треснут в 4-м акте телескопом по башке»[
Итак,
Писатель ли Горький? Вот вопрос. Если речь про пьесу Васса Железнова- да.
У него временами получалось написать интересно о свом времени.
НО пожалуй, зря студент Васильев когда-то познакомил пролетарского писателя с философией.
С тех пор в его произведениях полно трескучих фраз, поучений, проповедей и фальшивой мудрости. Из искренного – агрессия.
В русской эмигрантской среде это назвали «народозлобие» (почитав свежего Горького)
Основная часть. По делу наконец-то. О спектакле, собственно
Зал «Манеж» - объемен и полон воздуха.
Плюс холода и сквозняков. Зрители, находясь в ожидания саспенса, слушают трескучие фразы, стучат зубами, вспоминают о носках от бабушки и завидуют теплым кальсончикам дедушки по соседству.
Им так же неудобно жить, как и героям пьесы. На собственной шкуре понятно, что значит без отопления на даче, и вот-вот электричество отключат, и свечей не првезли в магазин.
Для этого спектакля сценографы (Александр Мохов и Мария Лукка – боже какая фамилия») выдумали клетку, в которую зрители смотрят на происходящее на сцене будто в зоопарке или в телевизоре реалити-шоу.
Клетка- тесная, метафора – понятная.
Поехали дальще!
У артисток – отменные туфельки, форма, цвет, изящество, все в гармонии, кроме одного. Звук.
Грохот по сцене заглушает внезапно возникающие эмоции, и разумные местами речи.
Тук-тук-тук, проскакала ведущая кобыла стада дачниц.
Так-так-так, ответила участница действия, волоча сабо по сцене
Ты-дых, ты-ды-дых, тра-та-та
Примерно так же скачут иногда балерины, даже и под музыку. Грохоталище стоит, когда эфемерная телом жилистая стрекоза делает размашистый скачок.
А в остальном, прекрасная маркиза..
все хорошо, все хорошо
Александрина Мерецкая в роли Варвары Михайловны – возвышенна, идеальна, чистейшей прелести чистейший образец.
Когда чаю предлагает – хочется встать, и руку протянуть за чашкой, не жалея ни о чем. Зря только протестует и что-то там вещает про тщету своей жизни.
Какая там ненужность. Это как раз то, без него жить нельзя, - чай и отказывать в адюльтере, даже если муж разочаровал.
Александра Лахтюхова, в роли Калерии, поэтессы символических стихов, тоскующей по сексу.
Надо сказать, она не одна тоскует на тему нужды в эротике. А все-все-все действующие лица. Автор же пьесы – М.Горький, который сам болел тем же самым, о чем и написал.
Это – искренная часть как раз; не там, где он рекомендует устами очередной жертвы – героя своей пьесы - работу прачки как более нужную, чем, например, работа доктора или писателя. Сам-то не тольког пыль не протер ни разу, но и дерева, наверное, не посадил. Это Чехов как раз надрывался, в Ялте, и садик садил, и людей лечил. Одно другому не мешает.
Калерия получилась неплохо, но прям великанша, полноразмерная, но стихи читала супер. При всем унылом содержании было интересно слушать про эдельвейс.
И живо представляешь себя, среди снега в горах.
Ольга Бондарева, в роли Ольги, жены доктора – замечательная. Хорошая мать, красавица эффектнейшая и злая женщина. Не уважал Горький материнство и детей, похоже, но что тяжелая это работа – представлено ярко.
Соня, Алина Чернобровкина, лирический персонаж юной девы в преддверии бракосочетания. Игривый рыжий зверек. Внешность – абсолютно мифологическая, неземная. Бледной лицо, рыжие кудри, тонкие ножки. Таких в природе не бывает, заглянула. Откуда взяли чудо. Из Саратова она родом. Я – тоже, и помню, что была в Саратове балерина такая - Чернобровкина Татьяна, уехала в Москву танцевать.
Соня – самый легкокрылый женский персонаж, не топотала по сцене, а проносилась ветрено – «и вдруг летит, как пух то уст Эола»
Врач Мария Львовна. Ольга Малинина
Красивая спина! Виолончель прям.
Мужские персонажи
Заняты стремлением к совокуплению, в основном.
Сцена с писателем, совершающим омовение в тесном, но стеклянном, прозрачном деревенском душе (Андрей Харенко) – не стала завершенной
Эпатаж надо бы довести до конца, и развернуться к зрительному залу всем, чем природа наградила. Или нет?
Увидели мы не все, такая недоговоренность..это к чему? Дамы вытянули шеи, и вытащили из сумочки бинокли, и что же?
Андрей Финягин, Игорь Лесов, Дмитрий Репин, Олег Охотниченко, Роман Колбин, Рустам Эйвазов, Иван Товмасян
Все выступили хорошо, отличной командой, гребли в лодке, ходили вокруг стола, говорили речи,
«Шалимов (Суслову). Вы поставьте себя на мое место: человек что-то там пишет, волнуется... наконец, устает, скажу вам просто. Приезжает к приятелю отдохнуть, пожить нараспашку, собраться с мыслями... и вдруг - является дама и начинает исповедовать: как веруете, на что надеетесь, почему не пишете о том-то и зачем молчите об этом? Потом она говорит, что это у вас неясно, это неверно, это некрасиво... Ах, да напишите вы, матушка, сами так, чтобы оно было и ясно, и верно, и красиво! Напишите гениально, только дайте мне отдохнуть!.»
И – в целом – выручили текст Горького мощными силами своего актерского дарования.
И в заключение:
Музыку не могу не отметить к спектаклю. Современная и очень классная.
Спасибо, что не очи черные и другой тлен.
И песня в исполнении Эдиты Пьехи – бомба просто, очень иронично и свежо.
Чуть не забыла. Горничная – Алина Рыжова
Важно. Потому что странная тенденция театральная– не в первый раз вижу-
на роль персонажей сервильных берут актеров с благородными лицами. Этой горничной, с таким профилем и осанкой, мазуркой бы бал высокомерно, и холопов таскать за чубы, а она с подносом по сцене мыкается, или жалкую историю рассказывает о себе (без темы педофильской у Горького тоже не обходится зачастую)