Найти тему

5 способов писать, когда ограничен во времени

Оглавление

Где взять время писать?

Успеть нужное, успеть важное, успеть похоббить – все хочу! Утром встала, замечтала и …через час ушла в рутину, утонула. Мечтаемое выскальзывает, не помещается в переполненный сосуд дня.

Обидно, как обидно! Хочется и порисовать, и почитать, и записать то вчерашнее событие, что потрясло до глубины души. А впечатлений сколько, а переживаний, поделиться бы ими…. И роман бы написать…. Но времени нет.

Сейчас появятся оппоненты и воскликнут:

- Время есть! Вы просто его неправильно распределяете.
- Ладно-ладно, умничайте тут, сейчас распределим и выделим.

5 способов писать, когда ограничен во времени:

1.Сочиняем в уме и на ходу.

Хочется отмахнуться, но жизнь показывает, что это один из самых эффективных способов. Давайте на примерах. Конечно, первым вспоминается Сергей Есенин и его гениальнейшее решение «работать без бумаги».

В.Г.Белоусов, биограф поэта, писал:
«Ведь как другие? Сядут и пишут: строчку написал, вымарал, новую написал. Так и он поступал. Но для этого нужно быть одному. А возле него всегда люди. Любопытствуют, мешают. И без людей он не может. Скучно, тошно одному. Работать над стихом стал без бумаги. Постепенно привык. Записывать стал лишь готовый отработанный текст».

Возле нас тоже люди: коллеги, родные, дети. Разве не можем мы так же? Можем.

Еще один пример, Аркадий Гайдар. Заглянем в «Золотую розу» Константина Паустовского:

«Недели через две он окончил «Судьбу барабанщика», пришел ко мне в
баньку веселый, довольный и спросил:
– Хочешь, я прочту тебе повесть?
Я, конечно, очень хотел послушать ее.
– Так вот, слушай! – сказал Гайдар, остановился посреди комнаты и
засунул руки в карманы.
– Где же рукопись? – спросил я.
– Только никудышные дирижеры, – наставительно ответил Гайдар, –
кладут перед собой на пюпитр партитуру. Зачем мне рукопись! Она отдыхает
на столе. Ты будешь слушать или нет?
И он прочел мне повесть наизусть, от первой до последней строчки.

Куда бы ни шел, на ходу сочиняешь и повторяешь сочиненное. Повторяешь и меняешь до тех пор, пока не запомнится и не отшлифуется. Навык невероятно полезный еще и для развития памяти. Появилась возможность записать хоть строчку, записываем.

-2

2. Зарисовки

Потрясающий формат, уникальный жанр. Записывать можно все, что душе заблагорассудится: хоть услышанные диалоги, хоть свои эмоции и переживания. Времени на заметки почти не затрачивается, пять-десять минут, набросок готов, процесс писания идет.

Из таких заметок можно создать позже сборник (примеры: «Вокруг света на «Коршуне» Станюкович Константин Михайлович, «Записки полярника» Муромов Михаил Степанович).
Из заметок можно вырастить рассказ, повесть или даже роман.
Заметки можно переработать в смежный жанр: метафорическая мозаика (Ю.Олеша) или литературный анекдот (жанр, который необычайно почитали А.С.Пушкин и П.А.Вяземский).
Подробнее коснемся на «Блокноте в пути»

3. Пятиминутки концентрации

Пять минут, пять минут,
Разобраться если строго,
Даже в эти пять минут
Можно сделать очень много.
Слова: Лифшиц В., Музыка: Лепин А., Гурченко Людмила «Пять минут»

Чем больше свободного времени, тем дальше мы уплываем от задачи, тем чаще отвлекаемся и расслабляемся. Пять минут мобилизуют.

Любимый «автор – онлайн» тому доказательство. За крохотный промежуток времени удавалось сосредоточиться и написать осмысленный текст (порядка 1000 знаков) большинству участников (90%).
Все просто: есть кармашек времени в пять минут, садимся и забываем обо всем (можно включить фоновую мелодию), только пишем. Вариант: завести таймер и потренироваться. Есть 10 минут, чудесно.

-3

4. Личная эстафета

Логично вытекает из предыдущего пункта. В течение дня нам даруется несколько свободных моментов, пусть они станут творческими подходами.

Если вам выпали переменки в десять, двадцать и пятнадцать минут, значит, у вас есть шанс трижды за день сесть и писать.
Вы можете сами запланировать подходы заранее. Скажем, поставить задачу: «Я сегодня четыре раза сажусь за блокнот и пишу каждый раз по 15 минут».
Верхом смелости будет определить число знаков на день. Начните с малого, с пятисот. На следующий день прибавьте, напишите 1000 знаков с пробелами, замечтайте написать однажды за день авторский лист, как сделали две наши участницы (я обязательно расскажу эти истории).

5. Пять на восемь

Есть чудесный прием «пять на восемь», который описывает Энн Ламотт. Вы берете рамку для фото, без фотографии 5х8 сантиметров, ставите себе на стол, дабы помнить: лучше писать пусть чуть-чуть, чем вообще ничего.

Важно написать за день хотя бы маленький кусочек, как фотография пять на восемь. Если у вас нет идей, вы наводите рамку (словно фокус внимания) на любой предмет рядом с вами и начинаете описывать то, что умещается в эту рамку. Описали? На сегодня это все.

Другой пример: написать «только один абзац про место и время действия в романе. Место: мой родной городок. Время: конец пятидесятых, когда у нас еще вовсю ходили поезда. Я нарисую это все как картинку, только словами и на мониторе компьютера».
Этот же прием позволяет и поймать вдохновение. Если вы напишите маленький кусочек, взяв за образ нечто, мелькнувшее в рамке, в окошечке, то ваша фантазия сама дальше вас поведет.

Каждый из перечисленных способов дает нам шанс оставаться в творчестве при любых обстоятельствах, каждый подсказывает новые ходы и приемы, дарит вдохновение.

А какой прием для вас кажется наиболее перспективным, дорогие читатели? Что для вас стало открытием?

© Наталья Спехова-Роси.