Найти тему
Content-of-Life

Как отучить ребенка от дурных привычек?

Кусание ногтей, разбрасывание одежды, употребление нехороших слов —  вот неполный перечень проблем, возникающих порой перед растерянным родителем. Практика показывает, одними запретами и замечаниями проблему дурных привычек не решить.

При такой «одергивающей» системе воспитания получается даже обратный эффект:

чем больше наказывается ребенок за свой невротический симптом, тем чаще он его повторяет.

Родителям, которые растерялись и не знают, как отучить своего ребенка от какой-либо плохой привычки, предлагается:

Несколько психологических приемов.

Для начала взбешенному от детской дурости родителю нужно задать себе простой вопрос: «А не повторяет ли ребенок чье-то поведение в семье?». Ведь часто бывает так: отец не убирает постель — сын успешно подражает ему, мать порой надевает рваные колготки — дочь тоже почему-то не блещет опрятностью...

Конечно, от одного обнаружения факта копирования само нежелательное поведение ребенка не исчезнет: ведь объект для подражания изменению, как правило, уже не подлежит... Поэтому в данном случае лучше ориентировать ребенка на установку:

«Ты — другой, ты — лучше!».

То есть ставить перед ребенком сверхзадачу: быть не просто похожим на своих родителей, а стараться стать их лучше, сильнее, умнее (даже, если это касается именно вас).

Кстати, право на выбор – является одним из эффективных способов избавления от детских плохих привычек.

Делается это так. Ребенку предлагается самому выбрать  свой вариант поведения: один — с дурной привычкой, другой — без таковой, но с «призом» за ее преодоление. То есть маленький человек сам решает, как ему себя вести в той или иной ситуации. Выбору прогрессивного способа поведения помогает «поощрительный приз». Например, одна мама так отучила свою дочь от привычки сосать палец перед сном. Девочка очень хотела спать вместе с мамой. Ей предложили выбор: «Спишь с мамой, но без пальчика во рту, либо в своей кроватке, зато и дальше можешь сосать свой палец сколько душе угодно». Как у героини Ф. Раневской: «Девочка, что ты хочешь, — поехать на дачу или, чтобы тебе оторвали голову?». Когда девочка отвыкла от вредной привычки, ее вернули в детскую кроватку - с мягкой любимой игрушкой, пахнущей мамиными духами.

Еще один способ борьбы с дурными наклонностями – зеркальное отражение поведения провинившегося.

Известно, что человек не может наблюдать за собой: как только он начинает это делать, вся естественность его поведения немедленно пропадает. Точно так же и ребенок, — многие действия он совершает просто автоматически, даже не задумываясь о том, зачем он это делает. Например, ковыряет в носу. В такой ситуации желательно сразу отобразить его поведение, — сделать то же самое, чтобы он как в зеркале увидел себя со стороны и зафиксировал свой образ на уровне сознательного действия. Можно просто подать ему сигнал в виде какого-то знака - хлопка, ключевого слова (как договоритесь).

Некоторые психологи в похожих ситуациях советуют действовать «от противного».

Общеизвестно, что

«Любить по принуждению — затруднительно»

Смысл данного психологического приема состоит в следующем: как можно чаще просите своего ребенка повторить нежелательное действие. Например, мать говорит своему сыну: «Что-то ты давно ногти не грыз. Погрызи, пожалуйста, я посмотрю, как хорошо это у тебя получается». Через некоторое время опять: «Будешь смотреть телевизор, не забудь ногти погрызть!» и т. д. Если ребенок употребляет нехорошие слова, его заставляют ими выкричаться или произнести их 20 раз подряд... Некоторые американские психотерапевты используют этот прием даже для лечения энуреза: за каждое свое ночное «недержание» ребенок получает какое-то вознаграждение. Кто смелый, пусть попробует!

Существуют и более жесткие способы родительского воздействия.

Например, в одной семье отец довольно своеобразным образом приучил свою дочь к порядку. Споткнувшись в очередной раз о ее сапоги в коридоре, он просто спрятал их за мусорным ведром (обратите внимание, не просто спрятал, но еще и унизил вещь девочки, а значит и ее саму в глазах всей семьи). Слезы, опоздание на любимую гимнастику, насмешки близких — все это надолго запечатлелось в ее «девичьей» памяти. Сапоги с тех пор всегда стояли в положенном месте...

Однако лучше приучать ребенка не разбрасывать свои вещи с самого раннего детства и делать это с помощью игры.

Например: «Давай уложим кубики обратно спать» или «Кто быстрее соберет игрушки — ты или я?» Чаще всего наблюдается ситуация, когда мама или бабушка ходят за ребенком и все за ним подбирают, потому что так быстрее, а потом уже в школьном возрасте со скандалом приучают его к порядку...

Самый благоприятный возраст для привития любви к порядку — младший дошкольный.

Именно в этом возрасте все приобретенные навыки закрепляются в подсознании ребенка на уровне безусловных инстинктов. Не пропустите безвозвратно это время! Используйте его каждый день для формирования у вашего ребенка хороших, культурных навыков поведения: говорить «спасибо» и «здравствуйте», убирать свою одежду, не «чавкать» во время еды и т. д.

Ведь учить чему-то новому намного проще, чем переучивать! Так же как проще сшить новое платье, чем перекроить надоевшее старое…

Татьяна Болотова, психолог