Найти тему
Музыка и Жизнь

Монастырская дорога группы The Beatles Вторая сторона

Про первую сторону альбома Abbey Road написано в этой статье: Монастырская дорога группы The Beatles. Первая сторона

Вторая сторона отличается чисто стилистически, поэтому я и разбил статью на две части. На второй стороне преобладает связная концепция, некоторые композиции переходят одна в другую, в некоторых есть цитаты из предыдущих и последующих песен. Тексты практически все довольно абстрактны - это характерно для Битлз конца периода.

Открывается сторона чистой и светлой песней Джорджа Харрисона Here Comes the Sun. Дадим слово автору: «Here Comes the Sun» была написана в период, когда Apple стал подобен школе, в которую мы должны были приходить и стараться быть бизнесменами: «подпиши это» да «подпиши то». Кажется, что зима в Англии длится вечно, и когда приходит весна, ты её действительно заслужил. В один прекрасный день я решил забыть про Apple и пошёл в гости к Эрику Клэптону. Более не встречаясь с этими никчёмными бухгалтерами, я испытал огромное облегчение. Прогуливаясь по саду с одной из акустических гитар Эрика Клэптона в руках, я написал «Here Comes the Sun».

Песню писали без Леннона, он попал в автомобильную аварию и отлёживался дома с Йоко Оно. Потом-то он на ноги встал, но Йоко пострадала сильнее и в студии поставили кровать, на которой она лежала во время записи мужа сотоварищи

Следующая - Because Джона Леннона. Структура песни интересная, она родилась из аккордов и арпеджио Лунной Сонаты Бетховена, сыгранных в обратном порядке. Полифонический вокал - это три голоса Леннон-Маккартни-Харрисон наложенных друг на друга три раза, итого девять голосов. Композиция закрывается незавершённым аккордом, который через паузу разрешается уже в следующей композиции You Never Give Me You Money

Сюиту You Never Give Me Your Money - "Ты никогда не даёшь мне своих денег" лично я считаю лучшей композицией в творчестве Битлз. Она состоит из нескольких частей, исполненных в разных темпах и разных стилях. Начинается она классически - двумя куплетами с вокалом Маккартни в сопровождении фортепиано. Затем ритм ускоряется, музыка становится жёстче, фортепиано играет буги-вуги, голос становится твёрже. Эпизод сменяется инструментальной хард-роковой интерлюдией после которой звучит куплет под арпеджио Харрисона в Here Comes the Sun, немного изменённое и это же арпеджио потом прозвучит в конце стороны, в композиции Carry That Weight с коровьими колокольчиками. Гениально сделано, по-моему

Текст сатирический, он навеян финансовыми проблемами с менеджментом группы в начале года, но текст настолько иносказателен, что применим ко многим бытовым ситуациям. В песне отличные вставки соло Харрисона, он вообще развернулся в гитарных проигрышах на этом альбоме, хотя это никогда не было сильной его стороной

Плавный переход к следующей композиции Sun King хоть и через паузу, но достигается звуками природы, пением птичек и кваканьем лягушек - этим заканчивается предыдущая сюита и начинается эта. Король-Солнце это первая часть второй сюиты, длиной в семь минут. Песня немного выбивается из строя, причина в использовании джазовых гармоник. Здесь также используется богатый полифонический вокализ, а в конце ребята дурачились, напевая бессмысленные испанские слова, они ничего не обозначают.

Через ударный пассаж от Ринго Старра делается переход к следующему коротенькому номеру Mean Mr. Mustard - Злой Мистер Горчица, очередной выдуманный персонаж Битлз. Эту песню придумал Леннон ещё два года назад во время путешествия Битлз по Индии, через год демо-версию её записали дома у Джорджа Харрисона и, наконец, воткнули в пластинку для осуществления плавного перехода к песне Polythene Pam - обе песни текстово связаны, Пэм это сестра мистера Горчицы по тексту.

Полиэтиленовая Пэм тоже написана Ленноном в Индии и является результатом его воспоминаний о начале 60-х, когда какая-то из его подружек мастерила полиэтиленовые наряды. Песня хард-роковая с тремя понижающимися резкими аккордами, но исполненными на акустической гитаре со звукоснимателем

Эта песня плавно перетекает в заключительную часть попурри - She Came In Through the Bathroom Window. Это ударный номер сюиты, чередование вокала и записанной эхом соло-гитары Харрисона. Мелодия, запоминающаяся акцентированным вокалом, довольно простая, нисходящая, идёт как бы волнами. Текст подсказан эпизодом, когда фанатки забрались в дом Маккартни по приставной лестнице через окошко в ванной и спёрли несколько фотографий.

После паузы начинается заключительная сюита и состоит она не из коротких номеров, как предыдущая, а из полноценной стартовой песни Golden Slumbers и следующих за ней к кульминации альбома. Это в общем-то традиционный романтический медляк с добавлением духовой и струнной секций и с лежащим в основе фортепиано, авторство - Пол Маккартни. Песня сменяется хоровым битловским пророческим номером Carry That Weight, поют все четыре участника о том, что их совместное творчество затмит сольные проекты и им придётся нести груз Битлз до конца - своеобразное прощание с болельщиками. Предыдущую и эту песню не сводили вместе, а записали сразу одним дублем, мастерски

Замыкает прощальную сюиту короткий номер The End, где гитарные соло исполняются Полом, Джоном и Джорджем, а центральную часть занимает соло на ударных Ринго Старра - это уже инструментальное прощание группы, записанное в жёстком варианте хард-рока, с надрывом.

Завершается альбом совсем короткой двадцатисекундной песенкой Her Majesty Пола Маккартни, которая идёт через гигантскую паузу в 15 секунд после сюиты. Это, своего рода, скрытая песня, на первоначальной обложке не было вообще информации о ней. Это самая короткая песня Битлз наряду с самой длинной I Want You на первой стороне пластинки. Этакий сюрприз дотошным поклонникам, дослушавшим пластинку до конца

Альбом Abbey Road произвёл довольно сильное впечатление на музыкальную среду. И производит до сих пор. Все без исключения песни неоднократно исполнялись в кавер-версиях десятков знаменитых и не очень групп. Что-то в нём цепляет. Эти сорок пять минут настолько насыщены идеями, трактовками, связями, ассоциациями, мелодиями, форматами - всем чем угодно. Ну и конечно огромную роль в восприятии и поиске скрытых смыслов играет то, в какой ситуации альбом писался, то, что он оказался финальным и то, какой жирный восклицательный знак поставил.

Немногие группы так уходят