Список украинских журналистов и блогеров, которым, по версии украинских спецслужб, угрожает смерть по заказу Кремля, вызвал дисукуссию. Некоторые эксперты полагают, что он поможет установить контроль над фигурантами, отследить их возможные контакты с оппозиционными кандидатами на пост Президента.
«О подлинности этого списка сказать ничего не могу»
Во вторник, 5 июня, на международной конференции «Украинская европейская перспектива» в Брюсселе генпрокурор Украины Юрий Луценко объяснил европейским партнерам ситуацию касательно заказа и имитации убийства журналиста Аркадия Бабченко.
Луценко признал, что в этом деле были ошибки. Также он принес извинения за возможную обеспокоенность среди людей в Украине и мире, которые искренне сочувствовали Бабченко, узнав о его «убийстве».
В то же время Луценко подчеркнул, что украинские правоохранители и специальные службы достигли цели в этом деле, включая получение «черного списка» из 47 человек, которых должны были убить в Украине по заказу РФ.
В тот же день в украинских СМИ был обнародован список из 47 украинских журналистов и блогеров, которым, по версии украинских спецслужб, угрожает смерть по заказу Кремля. Бросается в глаза, что в нем нет журналиста Аркадия Бабченко, которого, якобы, хотели убить первым.
Спикер СБУ Елена Гитлянская заявила, что любая подобная информация является тайной следствия. «О подлинности этого списка я сказать ничего не могу. Разглашать информацию не имею права, но СБУ список никому в СМИ не передавала», - подчеркнула она.
Напомним, что о существовании «Списка 47» стало известно после инсценировки убийства Аркадия Бабченко. После этого СМИ сообщали, что в СБУ были приглашены на беседу исполнительный продюсер телеканала «UA:Крим» Осман Пашаев, главный редактор еженедельника «Зеркало недели» Юлия Мостовая, замгендиректора телеканала ATR Айдер Муждабаев, политический обозреватель Виталий Портников, телеведущий «UA:Перший» Юрий Макаров, обозреватель издания «Крым.Реалии» Павел Казарин , ведущая канала ZIK Татьяна Даниленко.
Все они фигурируют в обнародованном списке, с указанием года рождения напротив фамилии.
Вызов в связи с делом Бабченко и «списком 47», подтвердила детская писательница Лариса Ницой, имя которой позже обнаружилось в списке. А блогер Алена Яхно пошутила в Facebook: «Уважаемое СБУ, я тут молоденькой притворяюсь, а теперь из-за вашей утечки все знают мой возраст. Шо за неподобство!».
Но не все фигуранты списка считают его подлинным. Так, блогер Александр Володарский на своей странице в Facebook заявил, что список – фальшивый.
«Судя по содержанию списка и опубликовавшему его изданию - это всё же фейк…. Говорю сразу и всем: со мной не связывались из СБУ, узнал о содержании списка только что, информацию воспринимаю критично», - написал он.
Напомним, что 29 мая 2018 года СМИ сообщили, что в Киеве возле своего дома был убит российский журналист Аркадий Бабченко. Уже днем 30 мая Бабченко появился на пресс-брифинге СБУ, где заявил, что живой и «убийство» было постановкой.
Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак в ходе брифинга сообщил, что российские спецслужбы завербовали для организации покушения на Бабченко гражданина Украины. Тому, якобы, поручалось убить в Украине 30 человек.
«Организатор этого преступления говорил о необходимости устранения – вдумайтесь в цифру – 30 лиц на территории Украины…Нам известны некоторые фамилии потенциальных жертв. Не буду их называть», – отметил он.
«Охрана» журналиста элегантно превращается в слежку
О списке из 30 человек заявлял генпрокурор Юрий Луценко, который говорил, что инсценировка убийства Бабченко была оправданной. «Когда речь идет о жизни 27 человек, потому что троих мы уже знали, мне кажется, что это был оправданный шаг, которым пользуются во многих странах мира, и в нашей, в частности. У нас есть этот список. Сейчас этот список находится в руках СБУ и все перечисленные в нем люди получат надлежащую охрану от тех, кто заказал их смерть», - заявил Юрий Луценко в телеэфире 31 мая.
А уже 1 июня Юрий Луценко заявил: «Мы получили наконец список из 47 человек. Уже не 30, а 47 человек, которых предполагалось уничтожить на украинской территории заказчиком из России».
Известный российский политолог Станислав Белковский написал в Facebook: «Список 30, нежданно превратившийся в одночасье в список 47 – это перечень известных и влиятельных в Украине людей, которые все прекрасно понимают про Президента П. А. Порошенко и его условную команду. Лояльность этих людей нужна, как воздух, Банковой на предстоящих выборах. Но как ее добиться?»
Белковский высказал предположение, что украинские силовики под предлогом фиктивного покушения на Бабченко хотят взять под охрану ряд журналистов и общественных деятелей, чтобы плотно их контролировать. «Особенно плотно – их возможные контакты с оппозиционными кандидатами на пост Президента Украины или спонсорами таких кандидатов», – писал он.
Затем добавил, что у власти остался один «бронебойный» аргумент: «я спас Вам жизнь». РФ, дескать, хотела убить 47 ведущих журналистов и общественных деятелей, а Порошенко это предотвратил.
«Это форма психологического контроля. Отказать спасителю жизни уже почти невозможно. Как же его критиковать, если что? Вот что они делают», - предположил Белковский. А расширение списка он объяснил тем, что «впопыхах поначалу забыли кого-то, кто очень нужен для переизбрания г-на Порошенко в 2019-м».
Отметим, что в обнародованном СМИ, возможно, фальшивом, списке есть и левый блогер Александр Володарский и правый активист Дмитрий Резниченко. Есть тут историк Даниил Яневский, телеведущий канала «Приямой» Матвей Ганапольский, главный редактор издания «Украинская правда» Алена Притула, журналист Виталий Портников.
Политолог Виктор Небоженко отмечает в своем блоге: «Секретное формирование спецслужбами «расстрельного списка-47» позволяет установить оперативный контроль над любым журналистом, общественным деятелем или политиком. В таком случае, якобы «охрана» журналиста элегантно превращается в слежку, прослушку и «караул».
Политолог Руслан Бортник заявил в телеэфире, что список из 47 потенциальных жертв, заказанных российскими спецслужбами, существует для того, чтобы давить на журналистов из списка и запугивать их. Ведь официально он не был обнародован.
«Список состоит из двух категорий людей. Часть журналистов работают на провластных каналах, являются участниками провластных информационных кампаний и своим присутствием, комментариями информационно поддерживают существование списка. Остальные журналисты – просто заложники этого списка. Их добавили туда, чтобы шокировать, давить на них, запугивать, чтобы они постоянно чувствовали себя в опасности», - отметил политолог.
Он отметил, что такие обстоятельства будут влиять на работу журналистов, а значит, это позволит спецслужбам «активнее принимать участие в их жизни».