Согласно данным, представленным судебным департаментом Верховного Суда России, правоохранительные органы представили 436 800 ходатайств о нарушении конфиденциальности корреспонденции в 2017 году. 99,68% из них были оставлены в силе.
Важно понимать, что отслеживали сообщения и перехватывали телефонные звонки в ходе так называемых «следственных действий». В этих случаях офицеры явно нарушали 23-ю статью Конституции, в которой говорится, что «каждый человек имеет право на конфиденциальность корреспонденции , телефонные разговоры, почтовые, телеграфные и другие сообщения. Конфиденциальность корреспонденции может быть нарушена только в соответствии с решением суда ». И что еще более значимо - 99,68% таких нарушений получили одобрение в суде.
Сотрудники российских правоохранительных органов все больше интересовались текстовыми сообщениями, а прослушивание телефонных разговоров потеряло свою ценность. Количество запросов на мониторинг и запись телефонных звонков уменьшилось более чем наполовину по сравнению с прошлым годом - с 103 500 до 44 200. Силы безопасности получили судебное разрешение в 97,3% случаев. В то же время количество апелляций на предоставление информации о связях между абонентами увеличилось - с 40 000 до 108 000.
Александр Баряев, юрисконсульт, пояснил, что «информация, полученная в ходе следственной деятельности, может служить основанием для возбуждения уголовного дела». Этот метод обычно используется для разрешения преступлений, связанных с оборотом наркотиков. По его словам, «сокращенное количество запросов на прослушивание телефонных разговоров во время расследования относится к тому факту, что человек вряд ли будет откровенен по телефону» и «ответ оператора на запрос о предоставлении информации о соединениях между абонентами может подтвердить или прекратить алиби обвиняемого лица ».
Депутат Государственной Думы (бывший полицейский) Адальби Шагошев считает, что это изменение связано с «повышением эффективности следственных органов», а также «снижением популярности телефонных звонков; большинство россиян общаются с помощью послов и социальных сетей ».
Анатолий Выборный, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности, считает, что «меняется соотношение запросов, коррелирует с осознанием граждан о службах безопасности».
Согласно социологическому опросу, проведенному международной консалтинговой компанией «Делойт», россияне чаще используют мессенджеры чаще, чем SMS. Было опрошено более 2000 человек, и почти 60% из них прекратили отправку SMS-сообщений. Эксперты говорят: «Почти 60% опрошенных используют смартфоны для доступа к социальным сетям и электронной почте не реже одного раза в неделю. 50% респондентов используют мессенджеры не реже одного раза в неделю ». Кроме того, собранные данные доказывают, что люди предпочитают текстовые сообщения вместо телефонных звонков.
Еще в 2015 году MTS (оператор сотовой связи) зафиксировал резкое увеличение использования мессенджеров, прежде всего WhatsApp и Viber, среди корпоративных клиентов. Наиболее распространенными посланниками были: Skype, WhatsApp, Telegram, Facebook Messenger, VK Messenger, Hangouts и ICQ. В ноябре 2017 года рост трафика в социальных сетях вырос в 6 раз по сравнению с июлем. Самые популярные социальные сети (в порядке убывания): Vkontakte, Instagram, Одноклассники, Facebook, Twitter.
Русские быстро переключаются с «классических» телефонных звонков на мессенджеры и социальные сети, полагая, что они могут обеспечить повышенную безопасность частной жизни. Недавнюю законодательную деятельность российских властей можно охарактеризовать как «затягивание винтов» и «полное наблюдение». В то же время мужчины совершенствуют цифровые навыки - они отдают предпочтение защищенным средствам коммуникации. Именно поэтому были приняты последние законы с целью регулирования посланников, анонимайзеров, браузера Tor и услуг VPN. Правительство хорошо осведомлено о возможностях контролировать граждан, но принятие законодательства не дало желаемых результатов.
Хотя контекст не такой серьезный, как может показаться. Рассматривается законопроект об установлении права на обжалование следственных действий. Авторы этой инициативы предлагают Министерству юстиции и Федеральным службам безопасности разработать соответствующие поправки, касающиеся закона о полицейских операциях. Причиной пересмотра действующего законодательства было решение Европейского суда по правам человека. Европейский суд согласился с правом на проведение секретных операций без уведомления какого-либо лица, но обвиняемый должен иметь право обжаловать действия в отношении его конфиденциальности.