Найти тему

Как скрипка добралась до плеча

Все, конечно, видели, как играют на скрипке. Её держат на плече, прижав подбородком (для этого есть специальное устройство, которое так и называется — подбородник), а смычок проходит словно бы по диагонали. Кажется, что иначе и быть не может. Ведь есть только один способ правильно держать инструмент — любой инструмент.

Так ли это?

Котик. Всё становится лучше с котиками.
Котик. Всё становится лучше с котиками.

Для начала придётся забраться глубоко в прошлое — так глубоко, что не родилась ещё ни сама скрипка, ни её предшественница виела.

Струнные инструменты появились в глубокой древности. Палеолитические лиры до нас не дошли или пока не найдены. От настолько далёких времён сохранились только флейты, потому что их делали из кости. Но древнейшие лиры делали из рогов животных, так что, возможно, когда-нибудь археологи найдут и палеолитическую. Пока же самые старые лиры — шумерские, им четыре с половиной тысячи лет, но они уже достаточно совершенны и богато украшены.

Инструменты из гробницы Пу-Аби, высокопоставленной дамы из города Ур.
Инструменты из гробницы Пу-Аби, высокопоставленной дамы из города Ур.

Очень популярны лиры были в Древней Греции.

Лира разновидности "форминкс" или "форминга".
Лира разновидности "форминкс" или "форминга".

Звук струн был приятен, но быстро угасал. Как сделать, чтобы он длился долго? На струнах играли не только пальцами, но и палочкой-плектром (как гитарный медиатор, но подлинней). Возможно, именно длинный плектр превратился в смычок. Гитарным медиатором тоже можно скользить по струнам и получить "длинный звук", хотя и не очень приятный.

Плектр для сирийской лютни.
Плектр для сирийской лютни.

Но нельзя играть смычком на лире, у которой множество струн расположены в один ряд. Смычок будет просто цепляться за них.

И вслед за смычком у лиры появился гриф.

Любопытно, что вначале он появился посередине, как третья опора. Такой инструмент назывался ротта в материковой Европе и кротта или круит в Ирландии и Уэльсе. Кротта существовала уже в первых веках нашей эры.

Валлийская кротта-круит.
Валлийская кротта-круит.

Как видим, она похожа на лиру с подставленным к ней грифом. Но существует вариант и без грифа вообще — скандинавская лира, тальхарпа. Играют на тальхарпе по-разному, иногда используют боковые опоры вместо грифа, иногда обходятся даже без них.

В Средние века в Европе узнали про арабский ребаб. Чаще всего на ребабе играют пальцами, но существовал и марокканский вариант, со смычком.

Марокканский ребаб.
Марокканский ребаб.

Поглядев на ротту и ребаб, мастера определились с тем, каким должен быть гриф, и нужны ли к нему другие опоры. Так родился европейский ребек. Как видно на реконструкторской записи, держали его по-разному — и на колене, и на руке. Ангел у Фра Беато Анджелико держит ребек почти как скрипку, под ухом. Единственно правильное положение ещё не закрепилось.

Ангел с Табернакля Линайоли, Фра Беато Анджелико.
Ангел с Табернакля Линайоли, Фра Беато Анджелико.

Шло время. Инструменты менялись. Ребек превратился в виелу (ещё её называли "фидель"). В Средние века виелу очень любили в Европе (так же, как позже — скрипку). Музыковед конца XIII века Иоанн де Грокейо писал о ней:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. ... хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души (как, например, на пирах, ристалищах и турнирах — тимпан и труба), все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко. ... Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

Но и у виелы не было одного строго закреплённого положения. На миниатюре XIII века одинаковые виелы держат по-разному.

"Да браччо" и "да гамба" значит просто "на плече" и "на ноге". А посередине вообще не виела. Это цитоль, и её тоже держали по-разному.
"Да браччо" и "да гамба" значит просто "на плече" и "на ноге". А посередине вообще не виела. Это цитоль, и её тоже держали по-разному.

Но поскольку виела была любимейшим инструментом, виел делали очень много — и делали их разного размера, чтобы слышать любимый тембр во всех регистрах. Большие виелы удобней было держать на коленях, а совсем большие — ставить на пол. Так термины "да гамба" и остальные стали обозначать не манеру держать инструмент, а размер этого инструмента.

Древнейшая форма виолы да гамба. Она ещё не стала размером с виолончель, она только немного побольше.
Древнейшая форма виолы да гамба. Она ещё не стала размером с виолончель, она только немного побольше.

Виелы клали на плечо или на локоть. Аполлон на фреске Рафаэля "Парнас" держит виелу почти как скрипку, но стоймя.

Фреска Рафаэля.
Фреска Рафаэля.

Наконец в середине XVI века в Италии появляется настоящая скрипка. Подбородник (первоначально он назывался "монтоньерка") для неё изобрели намного позже, в 1820-х годах. Появился также мостик, который помогал держать скрипку на плече. Зачем? Партии скрипок становились всё виртуознее, скрипачи прилагали всё больше усилий и во время особенно сложного концерта могли наставить себе синяков о собственный инструмент.

Но и тогда, когда "единственно верное" положение скрипки уже закрепилось, далеко не все музыканты держали её так. Вплоть до двадцатого века существовали "народные" скрипки, такие, как фиддл (да-да, родня древнему фиделю, это не случайность). И держали фиддл по-прежнему как виелу.

Фиддлер из Арканзаса.
Фиддлер из Арканзаса.

А к концу двадцатого века и позже старые инструменты стали возвращаться. Вернулся и не забытый ещё фиддл. Хотя фиддловую музыку часто играют на оркестровых скрипках со всеми прилагающимися устройствами, но правильное его положение — всё-таки виеловое, на руке.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!