В 1969 году группа The Beatles переживала период полураспада. К этому времени все участники, кроме Пола Маккартни, уже записали по сольному альбому, группа ещё числилась коллективом и даже периодически встречалась в студии, но центробежные силы растаскивали эту великую планету с ускорением. Это осознавали все участники группы и Пол Маккартни взял на себя смелость предложить ребятам собраться в студии "и поработать, как раньше", тем более, что был материал и были идеи у всех музыкантов. И они "собрались, как раньше" в феврале 1969 года, засунули все свои распри и амбиции куда подальше и стали записывать альбом, который назвали Abbey Road - никаких сюрпризов, так называлась лондонская улица, на которой находилась студия Битлз. Это был краткий период ремиссии при запущенном заболевании и, как оказалось, этот период позволил записать лучший альбом группы - это называется по-русски "Лебединая Песня"
Хронологически этот альбом ставят всегда предпоследним, хотя записан он был с февраля по август 1969 года, в то время. как "последний" Let It Be был записан в январе того же года. Просто выпущен Let It Be в мае 1970 года, а Abbey Road сразу же после записи.
Альбом сильно отличается по структуре от всех остальных альбомов группы. Первая сторона, о которой пойдёт речь в этой статье, представляет из себя собрание отдельных песен. Вторая сторона исполнена, как сюита из более коротких номеров, связанных стилистически, а иногда и переходят один в другой без пауз.
Начинается палстинка, характерным для Битлз для старта любого альбома, ударным номером Come Together
По форме это рок-н-ролл, только исполненный в очень медленном темпе с добавлением хороших басовых клавишных. Рифф придуман простой, но эффектный. Каждый куплет посвящён одному из участников группы. Вообще это сольный номер Джона Леннона и он придумал его по просьбе Тимоти Лири - известного американского психолога и писателя, популяризатора ЛСД. Лири собирался на выбора губернатора Калифорнии и заказал Леннону песню для избирательной компании. Отсюда и Come Together - "идущие вместе", типа. Однако Лири загремел в тюрьму на десять лет за распространение марихуаны, а Леннон притащил готовую песню в альбом Битлз. Совершенно дикая история, но для конца шестидесятых вполне рядовая.
Следующей идёт песня Джорджа Харрисона Something. Этой композиции суждено стать лидером песен Битлз по количеству кавер-версия (вторая после Yesterday). Даже Элвис Пресли и Синатра включили её в свои концертные репертуары
Харрисон упорно работал над этой балладой и записал около 40 вариантов исполнения, в одном из них на соло гитаре играл Эрик Клэптон. В клипе появляется Патти Бойд - тогдашняя подруга Джорджа и яблоко раздора его с Клэптоном в последующие времена.
Песня, как и предыдущая, тоже была написано много раньше - во времена работы над двойным альбомом The Beatles. Вот что говорит сам Джордж: «Я написал «Something» на пианино во время работы над «Белым альбомом». В тот период мы все находились в разных студиях и делали каждый своё, стараясь закончить работу, и я проводил много времени в одиночестве. Однажды я пришёл в пустую студию и написал «Something».
В ней, по-моему, всего пять нот, и это устраивает большинство певцов. Когда я писал её, мне представлялось, как её поет Рэй Чарльз, и он действительно спел её через несколько лет. Я считаю, что если собственные версии какой-нибудь песни записывают многие, значит, она удалась».
Третья композиция "Maxwell's Silver Hammer" - Серебряный молоточек Максвелла, песня о неожиданностях. Написана Полом Маккартни, но авторство указано Леннон/Маккартни, "как раньше". Она тоже из старого материала, для неё не нашлось места на двух предыдущих альбомах и, наконец, её реализовали в июле 1969 года. По наковальне там колотит Ринго Старр. Вот как текст описывает автор: "Песня просто повествует о крушении жизни, аналогией ситуации, когда что-то идёт совсем не так, как это часто происходит. Я хотел создать какой-то символ подобной ситуации, и таковым стал некий выдуманный персонаж Максвелл с серебряным молотком. Я не знаю, почему он был серебряным, это просто звучало лучше, чем „молоток Максвелла“. Это было нужно по ритмическим соображениям. Мы до сих пор используем это выражение, когда случается что-то неожиданное"
Четвёртым стал блюз Маккартни - Oh, Darling! Классная песня. Для записи такого вокала, который в итоге вышел, Маккартни две недели подряд каждый божий день приезжал в студию с утра пораньше, садился за пианино и орал в микрофон до хрипа
Это традиционный блюз, но исполненный с такой экспрессией и изобретательностью, что запоминается сразу.
Пятым номером идёт сольный номер Ринго Старра - Octopus's Garden - Сад Осьминогов. Песня написана целиком Ринго Старром, что случалось крайне редко. С аранжировкой ему немного помог Джордж Харрисон. Интересна история создания песни. Ринго был на Сардинии, плавал там на лодке и на обед заказал картошку с рыбой - но вместо рыбы принесли кальмара. Капитан лодки, пытаясь загладить неловкость, принялся рассказывать Старру морские байки о том, что осьминоги ползают по дну моря, собирают там блестящие предметы и строят из них сады. Булькающие звуки сделаны Джорджем Харрисоном с помощью стакана молока и соломинки, Харрисон был на подпевках вместе с Маккартни
Заключительная композиция первой стороны - I Want You (She’s So Heavy) - длинный хард-роковый номер с запоминающимся гитарным риффом. Текст песни содержит всего 14 слов, упор сделан на музыку. Примитивность текста позволила играть песню в произвольной и свободной форме, текст ни к чему не обязывал. Песня была длиннее, более восьми минут, но Леннон решил её обрезать в случайном месте в конце плёнки - звучит неожиданно. Записали окончательно её 20 августа 1969 года - это был последний раз, когда музыканты собирались вместе в студии и Леннон объявил о своём уходе.
Получился образцовый хард-роковый номер с блюзовыми гитарными соло, сопровождающими вокал, с органом Хэммонда, для записи которого опять пригласили "пятого битла" с альбома Let It Be - Билли Престона, джазового пианиста
Занятная история с последствиями фото на обложке альбома. Там на обочине припаркован Фольксваген местного жителя, так вот - табличку с номером битломаны неоднократно воровали после распада группы. В Итоге местный житель не растерялся и продал машину на аукционе за бешеные для неё деньги - что-то около трёх тысяч фунтов.
Вторую сторону вспомним в следующей статье. Альбом слишком содержателен. чтобы ограничиться одной статьёй, а стороны слишком разные даже по концепции, чтобы их объединять.
Про вторую сторону шедевра можно прочитать по ссылке: Монастырская дорога группы The Beatles. Вторая сторона