Тверской герб, наверное, - самый загадочный из всех гербов городов мира. Да и город Тверь - тоже самый загадочный из всех городов России. Всем известно, что он конкурировал много веков с Москвой в деле объединения русских княжеств. По сути, освобождение от монгольского ига — это тверской проект. Москва же до последнего цеплялась за орду. Все современные европейские королевские фамилии происходят от тверского княжеского дома. Иулиания Александровна (ок. 1330—17 марта 1391) была внучкой Святого Михаил Ярославич Тверского, первым принявшего ярлык князя «Всея Руси» и первым в Бортеньевском сражении разбившего объединённое монгольско-московское войско. Иулиания была женой великого князя литовского Ольгерда. Она мать великого князя литовского и короля польского Ягайло — основателя королевской династии Ягеллонов, и великого князя литовского Свидригайло.
Собственно, она родоначальница русских рыцарей, которые и образовали аристократические рода современной Европы.
Но Тверь играет и важнейшую роль в более потаенной религиозной истории. Недаром Тверь и Иерусалим лежат на одном меридиане.
Взгляните на эмблему Православного вселенского собора. Это стул, на котором никто не сидит. На нем лежит книга из которой исходит что-то отдаленно похожее на белого лебедя или голубя. Это дух Божий, который иногда спускается на избранных.
А теперь опять взгляните на герб Тверской области, которая занимает значительную часть Валдайской возвышенности между Москвой и Санкт-Петербургом. Это стул, на котором никто не сидит. А на нем лежит шапка Мономаха - символ самодержавия на Руси.
Что это могло бы значить? Никогда не задумывались, что скрывается под шапкой?
Тверь много веков конкурировала с Москвой, как показали последние наши исследования древнейших летописей, не за власть, а за нравственный авторитет. Разлом между Москвой и Тверью пролегает по линии конкуренции силы и ума, материального и идеального, царей и жрецов. В истории эти доминанты чередуются: эпоха войн, жажды царской власти, московской алчности заканчивается. Наступает время Твери – умного мира.
У города Тверь в реку Волгу впадают притоки Тьма и Тьмака, как две сестры-близняшки. В их междуречье много веков располагалась северная Фиваида, где селились в дохристианские времена волхвы, а позже православные исихасты из братства «Фаворского света». Напомню тем, кто не знает, что это учение для наиболее посвященных христиан Иисус Христос передал трем своим ученикам (заметьте только трем из двенадцати апостолов) на горе Фавор. Там он показал себя в обличье Бога, наделив учеников способностью видеть Всевышнего здесь и сейчас на Земле.
Достаточно долго современные православные церкви пытаются провести полноценный вселенский собор. Пока у православных патриархов плохо получается. Все кончается пустословием. Причина, как мне видится, в том, что в мире не осталось настоящих богословов. Высшей формой постижения христианского учения является исихазм – «умное делание». Но у нас разве много среди священников, даже самого высокого разряда, есть людей, которые знают хоть что-то о Фаворском свете, основе христианского учения? Я думаю, что их на земле сейчас живет человек двенадцать, да и те тихо трудятся где-то в тиши своих кабинетов и лабораторий. Уверен, что вы их не найдете в многочисленных православных полугосударственных храмах и набитых золотом патриарших палатах. Традиционные церкви все больше превращаются в бизнес-структуры, формальные аттракционы и объекты туризма. Думаю исихастов сегодня вернее можно найти в лабораториях физиков и проектных хабах среди математиков, антропологов и айтишников.
Когда в Твери возродится Фиваида, только тогда Россия и начнет преображаться из страны периферийной культуры – в лидера человечества. Но возродится тверская Фиваида, думаю, в какой-то другой форме, более современной, чем нынешняя православная церковь. Возможно, это будет IT- кластер, посвященный «искусственному интеллекту». Что-то мне подсказывает, что будет именно так.
Геннадий Климов
Продолжение следует. Подписывайтесь на мой канал...