Автор рецензии - Николай Брага.
Однажды компания Universal решила, что им недостаточно прибыли, которую они получают за аттракцион с динозаврами в своём тематическом парке, и что пора с этим что-то делать. И сделали. Осознав, что последняя часть цикла "Юрского периода" вышла аж в 2001 году, боссы студии решили возродить франшизу. В режиссёрское кресло позвали Колина Треворроу (довольно неочевидный выбор, учитывая, что до этого режиссёр с большим бюджетом не работал и вообще снял только одну скромную инди мелодраму) и в 2015 году выходит "Мир юрского периода". Строго говоря, они не прогадали. Народ явно соскучился по динозаврам и фильм порвал бокс-офис, заработав более 1,6 млрд. долларов. Что удивительно, учитывая насколько фильм оказался посредственным. И вот спустя каких-то три года (теперь то уже ждать 14 лет смысла нет) выходит сиквел.
Вторую часть "Мира юрского периода", переняв эстафету у Треворроу, снял испанец Хуан Антонио Байона – довольно интересный авторский режиссёр, в своё время открытый Гильермо Дель Торо и снявший неплохие "Приют" и "Невозможное". Что привлекло его в этом проекте – сказать сложно, возможно динозавры, возможно деньги, а может и то и другое, но Байоны в фильме не видно от слова совсем. Сиквел оказался такой же ремесленной и проходной работой, что и первая часть. Он не способен предложить ничего принципиально нового, хотя и были обещания про некий "другой" вектор развития франшизы.
После событий первого "Мира..." прошло три года. На острове, где располагался печально известный парк развлечений с динозаврами, кроме них не осталось совсем никого. В центре этого острова находится вулкан, который начал пробуждаться и грозит смертью всем оставшимся особям. Бывшая управляющая парка Клэр Дэринг (Брайс Даллас Ховард) в сопровождении Оуэна Грэди (Крис Пратт) организует экспедицию по спасению динозавров от неминуемой гибели. Таким образом фабульно совершается переворот. Если в первом фильме жертвами динозавров были люди, то теперь жертва с охотником меняются местами и уже динозавры нуждаются в спасении, причём не только от природных сил, но и от руки человека, который ничуть не менее кровожадный зверь, чем какой-нибудь раптор. В этом и заключается всё высказывание фильма, которым будет довольно любое общество по защите животных - храните и оберегайте редкие и вымирающие виды, а другим дайте волю, так как зоопарки - это тюрьма. В контексте данной картины эта агитка выглядит как минимум странно, ведь мы наблюдаем не только за травоядными динозаврами, но и за рапторами и ти-рексами, способными глазом не моргнув (пусть эти глаза и необычайно красивые) разорвать любого человека, что в фильме не раз демонстрировалось. Только герой Джеффа Голдблюма (которого в фильме ровно 2 минуты) высказывает сомнения по поводу адекватности такого лояльного отношения к хищникам на воле.
На неоднозначность посыла наслаивается крайне заурядный и схематичный сценарий, в котором предсказуемые сюжетные ходы граничат с лениво прописанными персонажами-функциями. Брайс Даллас Ховард нужна, чтобы просто мило смотреться в кадре, а Крис Пратт будто и не выходил из образа Старлорда. В этой части к ним примкнули бойкая и самоотверженная женщина-врач и умный, но трусливый ботаник, который будет неминуемо раздражать. За людьми в этой опере уныния наблюдать совершенно не интересно. В конце концов, если нарисованные динозавры в фильме выглядят более живыми, чем сами люди, то это тревожный звоночек, а вспоминая, какие яркие герои были в "Парке юрского периода", становится особенно грустно.
С визуальной точки зрения картина безупречна. Когтистые создания сделаны на совесть, причём не только с косметической точки зрения, но ещё и с психологической, поскольку многих наделили индивидуальными чертами характера. Самую значимую роль в демонстрации визуальных чудес фильма сыграл оператор Оскар Фаура. Камера отлично помогает в придании величественности и пафоса, и, что самое важное, монструозности динозаврам, подбирая эффектные ракурсы. Что-то похожее проделывалось в "Годзилле" Гарета Эдвардса. А грамотная работа со светом усиливает саспенс, будь то вспышка молнии, проливающая свет на опасного хищника поблизости, или же игра с его тенью. Технические аспекты фильма единственное, что не заслуживает нареканий.
"Мир юрского периода 2" доказал, что с наследием Стивена Спилберга студийные боссы Universal так и не научились управляться. Картина Байоны ничто иное, как топтание на месте, которое уже успело затоптать ещё несколько картин вселенной "Юрского периода". Остаётся только ждать, пока не появится компетентный человек, который с огромным пиететом и любовью отнесётся к франшизе, определённо этого заслуживающей.
А ещё у нас есть канал в Телеграме. Подписывайтесь и смотрите Хорошее кино!