Найти тему
Секреты Старого Китая

Размышления об интересных совпадениях, или... ЗОЖ шагает по планете?

Многим занимающимся ушу известно подобное упражнение
Многим занимающимся ушу известно подобное упражнение

Когда мы говорим про уникальность деятельности «Атлетического общества Цзинъу», иногда возникает ошибочное понимание того, в чем состоит эта самая уникальность. Общепринятое мнение в современной ушуистской среде такое:

уникальность состоит в разносторонней направленности обучения, направленной на максимально гармоничное развитие индивидуума.

Однако, если внимательно присмотреться к этому явлению, то увидим, что идея через совершенствование физических качеств своего тела в первую очередь развивать моральные и интеллектуальные качества – это широко распространенное явление именно той эпохи, эпохи предшествовавшей Первой Мировой войне. И это совпадение – очень интересное, особенно в свете такого глобального различия культур, как Запад и Восток.

Вот, к примеру, шведская гимнастика, разработанная Пером Хенриком Лингом (1776-1839) и развитая потом его сыном Ялмаром Лингом.

-2

Обнаружив на личном опыте, что ежедневные занятия гимнастикой и фехтованием основательно поправили его здоровье, и в частности позволили излечиться от ревматизма, он решил полученный опыт направить на благо других людей. В итоге Линг-старший разработал систему из четырех подвидов, в зависимости от целей:

1. Педагогическая (или гигиеническая) – это основной вид гимнастики, направленный на укрепление и поддержание здоровья до старости, в первую очередь - у здоровых детей начиная со школьного возраста.

Отработка ударов на мешках
Отработка ударов на мешках

2. Врачебная (как подвид предыдущей) – для исправления или устранения дефектов сложения, из-за которых могут возникать болезни внутренних органов, а благодаря следованию этой гимнастики больной излечивается без медикаментозного вмешательства.

3. Эстетическая (как подвид первой) – для развития пластики, ритма и грации движения и воспитания чувства прекрасного.

-4

4. Военная (как логичное завершение педагогической) – через владение своим телом, оружием или предметом вообще научиться «подчинять чужую волю»

Тренировка с оружием в школе Линга
Тренировка с оружием в школе Линга
Занятия дзюдо для укрепления тела
Занятия дзюдо для укрепления тела

При этом основная цель гимнастики – гармоничное развитие человеческого тела.

Занимающимся ушу эта позиция покажется вполне знакомой...
Занимающимся ушу эта позиция покажется вполне знакомой...
-8

Линг-старший так определял требования к упражнениям:

«..каждое движение должно сообразоваться с человеческим организмом: все, что делается помимо него - дурацкая игра, равно бесполезная и опасная. При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для гармонического развития и здоровья человека».

Т.е. физвоспитание должно строиться исключительно на знании анатомии и биологии (на этих же принципах в тридцатых годах ХХ века уже в Китае будут создавать из техник традиционного ушу уже современное искусство самозащиты с помощью захватов). Занятие состояло из 16 частей в строго определенной последовательности, включая упражнения для формирования правильной осанки и дыхательные упражнения. Что интересно, использовались и статические упражнения для развития силы. Фактически те же задачи выполняют и привычные нам формальные комплексы-таолу, которые в конце XIX - начале ХХ века, во времена Атлетической Ассоциации Цзинъу и Центрального Института Гошу, окончательно становятся основой тренировки в ушу.

-9

Критики порой называли гимнастику Линга - «гимнастикой поз». И тут, конечно же, по принципу подобия, на ум приходит статические упражнения из ушу. В первую очередь - упражнение чжуангун ( 桩功 zhuānggōng ), больше известное у нас как «столбовое стояние».

-10
-11

А ведь пик интереса к этой традиционной китайской наработке, инициированное такими видными реформаторами ушу, как например Сунь Лутан (1860—1933) и Ван Сянчжай (1885—1963), приходится как раз на начало ХХ века!

-12

Простота обучения, удобство для практики, когда не требуется спортзал со спортивными снарядами, в сочетании с хорошим общеукрепляющим эффектом сделало эту методику одной из самых популярных в Китае.

-13

Идея разностороннего развития личности через физическое воспитание была популярна и в нашей стране.

-14

Очень интересно мнение проф. Краевского В.Ф. (1841-1901), отца русской атлетики и создателя первого в России общества здорового образа жизни «Петербургского велосипедно-атлетическое общества»:

«...в шведской гимнастике нельзя ещё видеть строгое научное основание. Опыты с последней целью проделываются нашим профессором Лесгафтом, который в своей системе предлагает детальные принципы анатомии и физиологии органов движения и отыскивает рациональный переход от простых упражнений к сложным».

Линг-старший считал гимнастику и фехтование средством от всех болезней, а Владислав Краевский говорил:

«занятие с отягощениями - есть средство от всех болезней, развитие красивого и гармоничного тела».

Нам сейчас сложно сказать, знакомы ли были «Три героя Цзинъу» с идеями этих замечательных подвижников здорового образа мысли, или это было какое-то общее мировое поветрие? Сложно сказать. Однако, события конца империи Цин также сопровождались и широким проникновением сведений о европейской культуре и технологиях, что способствовало и общепринятому китайскому подходу: заимствованию в различных областях знаний и культуры Запада. А из дошедших до нас архивных источниках и воспоминаниях современников, мы знаем, что в Ассоциации Цзинъу, кроме китайских боевых искусств, преподавали английский бокс и японское дзюдо, а также широкий спектр известных нам западных спортивных дисциплин (в первую очередь атлетику и гимнастику) в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной… А потом их подход был продолжен уже в другой организации, также оказавшей своей деятельностью фундаментальное влияние на трансформацию старого ушу в то, что мы чаще всего видим и знаем уже в наши дни.

Напомню, что в тоже время возникло и другое, сейчас крайне популярное физкультурное явление, как йога. Совпадение? Возможно.. А возможно и нет! Случайности ведь не случайны?.. 😜

P.S. Собственно Линг и ввел хорошо известную вам шведскую стенку..

-15

А вот китайские статические упражнения из ушу.

-16

Много общего, много схожего. Возможно везде сами пришли к общему решению, а может действительно произошел обмен знаниями и опытом, причем скорее всего было заимствование с Запада, это явление было ярко выражено на закате Империи Цин. Однако это требует дополнительных исследований. А сейчас много материалов в открытом доступе по данной теме. Так что - продолжение будет!

Моисеев Дмитрий Борисович, СПб