Когда мы говорим про уникальность деятельности «Атлетического общества Цзинъу», иногда возникает ошибочное понимание того, в чем состоит эта самая уникальность. Общепринятое мнение в современной ушуистской среде такое:
уникальность состоит в разносторонней направленности обучения, направленной на максимально гармоничное развитие индивидуума.
Однако, если внимательно присмотреться к этому явлению, то увидим, что идея через совершенствование физических качеств своего тела в первую очередь развивать моральные и интеллектуальные качества – это широко распространенное явление именно той эпохи, эпохи предшествовавшей Первой Мировой войне. И это совпадение – очень интересное, особенно в свете такого глобального различия культур, как Запад и Восток.
Вот, к примеру, шведская гимнастика, разработанная Пером Хенриком Лингом (1776-1839) и развитая потом его сыном Ялмаром Лингом.
Обнаружив на личном опыте, что ежедневные занятия гимнастикой и фехтованием основательно поправили его здоровье, и в частности позволили излечиться от ревматизма, он решил полученный опыт направить на благо других людей. В итоге Линг-старший разработал систему из четырех подвидов, в зависимости от целей:
1. Педагогическая (или гигиеническая) – это основной вид гимнастики, направленный на укрепление и поддержание здоровья до старости, в первую очередь - у здоровых детей начиная со школьного возраста.
2. Врачебная (как подвид предыдущей) – для исправления или устранения дефектов сложения, из-за которых могут возникать болезни внутренних органов, а благодаря следованию этой гимнастики больной излечивается без медикаментозного вмешательства.
3. Эстетическая (как подвид первой) – для развития пластики, ритма и грации движения и воспитания чувства прекрасного.
4. Военная (как логичное завершение педагогической) – через владение своим телом, оружием или предметом вообще научиться «подчинять чужую волю»
При этом основная цель гимнастики – гармоничное развитие человеческого тела.
Линг-старший так определял требования к упражнениям:
«..каждое движение должно сообразоваться с человеческим организмом: все, что делается помимо него - дурацкая игра, равно бесполезная и опасная. При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для гармонического развития и здоровья человека».
Т.е. физвоспитание должно строиться исключительно на знании анатомии и биологии (на этих же принципах в тридцатых годах ХХ века уже в Китае будут создавать из техник традиционного ушу уже современное искусство самозащиты с помощью захватов). Занятие состояло из 16 частей в строго определенной последовательности, включая упражнения для формирования правильной осанки и дыхательные упражнения. Что интересно, использовались и статические упражнения для развития силы. Фактически те же задачи выполняют и привычные нам формальные комплексы-таолу, которые в конце XIX - начале ХХ века, во времена Атлетической Ассоциации Цзинъу и Центрального Института Гошу, окончательно становятся основой тренировки в ушу.
Критики порой называли гимнастику Линга - «гимнастикой поз». И тут, конечно же, по принципу подобия, на ум приходит статические упражнения из ушу. В первую очередь - упражнение чжуангун ( 桩功 zhuānggōng ), больше известное у нас как «столбовое стояние».
А ведь пик интереса к этой традиционной китайской наработке, инициированное такими видными реформаторами ушу, как например Сунь Лутан (1860—1933) и Ван Сянчжай (1885—1963), приходится как раз на начало ХХ века!
Простота обучения, удобство для практики, когда не требуется спортзал со спортивными снарядами, в сочетании с хорошим общеукрепляющим эффектом сделало эту методику одной из самых популярных в Китае.
Идея разностороннего развития личности через физическое воспитание была популярна и в нашей стране.
Очень интересно мнение проф. Краевского В.Ф. (1841-1901), отца русской атлетики и создателя первого в России общества здорового образа жизни «Петербургского велосипедно-атлетическое общества»:
«...в шведской гимнастике нельзя ещё видеть строгое научное основание. Опыты с последней целью проделываются нашим профессором Лесгафтом, который в своей системе предлагает детальные принципы анатомии и физиологии органов движения и отыскивает рациональный переход от простых упражнений к сложным».
Линг-старший считал гимнастику и фехтование средством от всех болезней, а Владислав Краевский говорил:
«занятие с отягощениями - есть средство от всех болезней, развитие красивого и гармоничного тела».
Нам сейчас сложно сказать, знакомы ли были «Три героя Цзинъу» с идеями этих замечательных подвижников здорового образа мысли, или это было какое-то общее мировое поветрие? Сложно сказать. Однако, события конца империи Цин также сопровождались и широким проникновением сведений о европейской культуре и технологиях, что способствовало и общепринятому китайскому подходу: заимствованию в различных областях знаний и культуры Запада. А из дошедших до нас архивных источниках и воспоминаниях современников, мы знаем, что в Ассоциации Цзинъу, кроме китайских боевых искусств, преподавали английский бокс и японское дзюдо, а также широкий спектр известных нам западных спортивных дисциплин (в первую очередь атлетику и гимнастику) в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной… А потом их подход был продолжен уже в другой организации, также оказавшей своей деятельностью фундаментальное влияние на трансформацию старого ушу в то, что мы чаще всего видим и знаем уже в наши дни.
Напомню, что в тоже время возникло и другое, сейчас крайне популярное физкультурное явление, как йога. Совпадение? Возможно.. А возможно и нет! Случайности ведь не случайны?.. 😜
P.S. Собственно Линг и ввел хорошо известную вам шведскую стенку..
А вот китайские статические упражнения из ушу.
Много общего, много схожего. Возможно везде сами пришли к общему решению, а может действительно произошел обмен знаниями и опытом, причем скорее всего было заимствование с Запада, это явление было ярко выражено на закате Империи Цин. Однако это требует дополнительных исследований. А сейчас много материалов в открытом доступе по данной теме. Так что - продолжение будет!