Подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу из мира литературы и кино.
Автор статьи - Эльдар Сейдалиев
Каждая рекомендация для писателя – это лишь малая часть, верхушка айсберга, шлейф кометы.
Начинайте писать задуманное прямо сейчас, и помните, – лучший жемчуг всегда на глубине, поэтому берите акваланг, ручку и начинайте творить.
С чего же начать? Вот семь самурайских принципов, которые позволят вам победить в битве с драконом творческого бессилия.
1. Поиск идей.
Чем больше знаешь о мире своего произведения, тем больше простора для творчества.
И тут помогают: память, воображение, факты.
Память
Для начала задайте себе вопрос: что из имеющего отношения к жизни персонажей известно мне из собственного опыта?
Если ваш герой хочет преодолеть страх темноты, то проделайте простой опыт – закройте глаза. Что вы чувствуете? Как себя ведёте? Представьте свой страх. Всё запишите.
Начинайте поиск идей со своей памяти.
Воображение
Есть достаточно простая, но действительная техника под названием "Расписание".
Попробуйте расписать день вашего персонажа по часам, представляя, что он делает в это время, что чувствует, о чём думает. Это поможет созданию второстепенных сюжетных линий.
Факты
Изучая факты, подобранные к выбранной вами идее, вы наверняка найдете неожиданные сюжетные повороты. Читайте больше материалов по выбранной теме.
2. Три метра над уровнем сюжета
Хороший сюжет – это фундамент вашего произведения. Если он заранее не продуман и не прописан хотя бы схематично, то есть вероятность того, что история развалится.
Возьмем, к примеру, сюжетную структуру "Путешествия писателя" Кристофера Воглера.
– 1-й этап (1-10%) – знакомство с героем. Какой жизнью жил герой, есть у него ли сочувствие, симпатия, желание узнать что-то новое.
Поворотный момент № 1 (ПМ) (10%) – герой получает возможность.
– 2-й этап (15%) – жизнь героя в новой ситуации.
ПМ № 2 (25-30%) (конец 1-го акта) – изменение планов. Герой понимает, что всё непросто, у героя появляется цель.
– 3-й этап с ПМ № 3 (55%) – мнимое поражение. Неудача постигает героя. Отступать некуда – остаётся только последний рывок.
– 4-й этап (75%) – битва. Либо всё, либо ничего. Герой ставит на карту всё, что имеет.
– 5-й этап с ПМ № 5 – кульминация (90-99%). Встреча с врагом, последняя битва, сложный моральный выбор, определяющий сдвиг характера.
– 6-й этап (100%) финал. Чем всё кончается. Герой достиг/не достиг цели, происходит перерождение и/или прозрение.
Всё это позволяет не просто «подняться» на три метра над банальностью простого сюжета, но и взлететь, расправив крылья настоящего творца.
3. Персонажи.
История создаёт персонажей. А иной раз персонажи создают историю. Главное помнить – ваш герой не случайный человек в сюжете. И время, место, события придуманы вами специально для того, чтобы раскрыть главного героя через поступки, доказать или опровергнуть правильность желания добиваться той или иной цели.
Есть одна из быстрых техник по созданию персонажей, обозначаемая понятием «треугольник персонажа». Треугольник, поскольку складывается из трёх важных «углов»:
– Физиологический – включает в себя физические данные персонажа: вес, рост, возраст, пол, и т.д.
– Социальный – характеристики того, к какому социальному слою принадлежит персонаж? Кем он был в школе: капитаном футбольной команды или ботаником? Богатым, бедным? И всё такое прочее, что относится к социальному статусу персонажа.
– Психологический – результат взаимодействия физиологического и социального «углов».
Психологический угол – это сфера фобий и маний, комплексов, страхов, страстей, фантазий, чувства вины и т.д.
4. Экспозиция
В начале рассказа мы должны проработать четыре ключевых составляющих хорошего произведения.
– Во-первых, представить главное действующее лицо. Проработать мотивацию так, чтобы читателю тоже хотелось достичь цели персонажа. Так появляется сопереживание.
– Во-вторых, нужно показать фигуру антагониста (отрицательного героя). Его функция в произведении – это условно продвигать и подталкивать главного героя к катастрофе, к краху.
– Третья важная задача начала произведения — нарушение спокойствия читателя. Почему это так важно? Потому что люди в обычном, спокойном состоянии не раскрывают себя. Сюжет создаёт критические обстоятельства, при которых срываются маски будничного существования.
– Четвёртым элементом, необходимым в начале рассказа, можно назвать обозначение «альтернативного фактора». Другими словами, необходимо дать читателю понять, что произойдёт с вашим героем, если он не сумеет победить в критических обстоятельствах.
5. Ключевые этапы истории
– Недостаток
Каждый герой должен обладать недостатком. К финалу он должен изменится и прозреть, избавиться от недостатка, одолев антагониста.
– Мотив
Мотив даёт читателю и герою общую, понятную цель – то, к чему зритель движется рука об руку с героем сквозь все перипетии его истории. Мотив лежит на поверхности, и именно его читатель считает предметом повествования.
– Антагонист.
Герой и антагонист идут, как правило, к одной цели разными путями.
Антагониста в произведении нужно понимать элементом структуры, функцией сюжета. Только состязание, преследование одной цели заставляет героя и противника вступать в прямой конфликт снова и снова на протяжении всего повествования. Если у героя будет своя цель, а у противника – своя, каждый из них сможет получить, что хочет, не вступая в конфликт. И тогда никакой истории не получится.
Хороший способ создания антигероя может получится в изображении тех знакомых, взгляды которых на жизнь полярны вашим. Разберите отношение между вами. Подумайте, что случилось в жизни вашего недруга, что он стал думать так, а не иначе. Попробуйте встать на сторону врага. Найдя мотивы антагониста, вы поймёте больше о своём персонаже, вдохнёте в него жизнь.
6. Кульминация глазами главного героя
Кульминация состоит из нескольких элементов, позволяющих достичь герою катарсиса. Это:
– Моральное прозрение – или же понимание героем своей сути.
Герой к концу произведения обычно снимает маску. В классических представлениях он осознаёт свой порок и справляется с ним. Или же – гибнет от него.
– Моральный выбор.
Герой делает всегда делает важнейший моральный выбор, подтверждая тем самым изменения в своей личности или подтверждая своё поражение.
– Гармония
Герой уничтожил всех своих соперников и справился со слабостями. Он вернулся к старой спокойной жизни, но уже другим человеком. Это типичный хэппи-энд.
7. Правка
После того как вы завершите рассказ, перечитайте его и исправьте всё, что посчитаете нужным.
Отложите произведение хотя бы на сутки. А затем вновь перечитайте и обратите внимание на воздействие текста на собственные чувства и эмоции. Вы испытываете восторг от написанного или хотя бы удовольствие от прочитанного? Значит ваш рассказ удался. В ином случае над произведением стоит ещё поработать.
Исправляйте ошибки, которые находите. Дайте почитать друзьям/знакомым/коллегам.
Текст воспринимается по-разному если он на экране монитора и если он напечатан. Поэтому заправьте принтер бумагой, распечатайте и перечитайте на бумаге. Тут же можно делать пометки карандашом или ручкой, исправляя их позже в электронном варианте.
Вот и всё, вот те семь самураев, позволяющих преодолеть самые сложные места в написанных вами текстах.
И напоследок вот вам одна цитата от успешного американского писателя и сценариста Стивена Прессфилда:
«Есть одна тайна, которую настоящие писатели узнают, а притворяющиеся писатели – нет. Самое трудное – не писательство так таковое. Самое трудное – это заставлять себя писать».
О чём она говорит? Правильно, если пишете через силу, заставляя себя, мучаясь, то значит – писательство – это просто не ваше. А значит ни семь, ни семьдесят семь, ни семьсот семьдесят семь самураев вам не помогут, увы, но это факт.