Найти в Дзене

Почему представители разных возрастов ведут себя на работе так неодинаково? Тест на возраст

Оглавление

Зачастую перед руководителем подразделения, у которого подобрался неоднородный по возрасту состав людей в коллективе, возникает масса проблем. Почему-то одни и те же задачи люди разных возрастов понимают и выполняют совершенно по-разному.

Мало того. На одних действует мотивация (например, страх увольнения), а на других (более молодых) совершенно не работает. Такой юный представитель может легко плюнуть начальнику в лицо и уволиться в тот же день, словно он сменил старую рубашку на новую.

Кто-то доволен графиком работы и участием в командных проектах, а кому-то так не комфортно и подавай ему особые условия, при которых он в одиночку выполняет все задачи, ни с кем при этом не советуясь.

Что происходит? И почему представители разных возрастов ведут себя так неодинаково?

На эти вопросы пытается ответить одна прелюбопытнейшея «теория поколений», о которой я и хочу вам рассказать. Итак, два американца Вильям Штраус и Нейл Хоув создали эту теорию (а потом описали ее в своей книге «Generations»), в которой пересказывается история США  в разрезе нескольких поколений американцев.

Основные постулаты этой теории гласят:

  •  люди, объединенные одним поколением (это примерно 20-25 лет) имеют общие ценности и одинаковые поведенческие характеристики
  •  модели поведения людей через определенное количество поколений (по теории через 4 поколения) имеют свойство, повторяться
  •  аналогичные тенденции в поколениях были замечены и в других развитых странах

Но нас с вами, конечно, интересует теория поколений в разрезе любимой России. И есть специалисты, которые плотно занимаются этим вопросом, что не может не радовать. Однако, как любил говорить Ги Де Мопассан, давайте поближе к сути, господа.

Итак, поколение – это общность людей, которая объединена некими ценностями. Какими именно, спросит внимательный читатель? Выделяют следующие ценности:

—          Общий язык, на котором люди разговаривают

—          Культурный опыт (что знаем, что слышали)

—          Мировоззрение (что считаем правильным, и что считаем неправильным)

—          Информационная среда (большие события в стране/мире)

—          Особенности воспитания в семье/обществе

—          Дефицит (для старшего поколения в дефиците была каждая вещь, для среднего поколения – некоторые продукты питания и возможности, для текущего поколения в дефиците живое общение)

Хотите небольшой эксперимент? Прочитайте следующие фразы и слова:

v  Не болтай у телефона. Болтун – находка для шпиона!

v  Электрификация всей страны

v  Светлое будущее

v  Наше дело правое – мы победим

v  Целина

v  БАМ

v  Полет Гагарина в Космос

v  Даешь пятилетку за два года!

v  Партия Ленин Комсомол

v  Олимпиада 80

v  Ветер перемен

v  Перестройка

v  Афганистан

v  Санта — Барбара

v  Цой жив!

v  Чернобыль

v  ПУТЧ

v  Лихие девяностые

v  Бабл гам

v  Кооперативы

v  «Бригада»

v  Сколько вешать в граммах?

v  11 сентября 2001 года

v  Фейсбук, одноклассники

v  Менеджер

v  Экономический кризис

v  Курс доллара

v  Путин

v  Стартап

v  Новый айфон

v  Бизнес Молодость

v  Фолловеры

v  Зачекиниться

v  Ютуб, лайки

v  Ты че такая дерзкая?

Вы отследили свои внутренние ощущения, когда читали (ну, я надеюсь на это) список фраз сверху вниз? Что-то отозвалось внутри знакомым чувством, что-то не отозвалось?

Для каждого поколения есть свои знаковые события, слова, язык, по которому вы сразу можете вычленить «свой» перед вами человек или уже из другого поколения.

Какая на данный момент существует классификация поколений в нашей стране?

На данный момент, потому что время идет, новые поколения появляются и, соответственно, теория развивается.

Людей, родившихся до 1943 года, здесь не рассматриваю (хотя там тоже было поколения: «победители» и «молчуны») по той причине, что они по большей части уже не работают, и не участвуют как игроки на рынке труда.

Давайте поговорим о каждом поколении в отдельности. Но не просто поговорим, как мило ведут беседу родственники вечером на кухне, а рассмотрим этот вопрос с точки зрения интереса руководителя по управлению персоналом в разрезе характеристик этих поколений.

Кто такие бейби-бумеры?

Для кого-то это еще мамы и папы, а для кого-то это уже дедушки и бабушки, родившиеся в период 1943 –1963 гг. Это поколение детей, чьи родители выиграли войну. Одна из общих характеристик этого поколения – тяжелое время восстановления страны, построение наполеоновских планов в светлое будущее.

Почему бейби-бумеры? Т.е. бум рождения детей, когда после войны необходимо было в прямом смысле слова восстанавливать народонаселение нашей страны.

Еще это поколение характеризуется невероятным подъемом во всех сферах жизни: промышленность, сельское хозяйство, общественная жизнь, спорт, освоение неизведанных территорий и т.д.

В  то время очень был силен дух патриотизма характерный для этого поколения, дух единения (командности) и планирования поистине глобальных целей.

Это была невероятных масштабов стройка городов, заводов и поднятия целины.

Поэтому одна из ключевых ценностей поколения бейби-бумеров – является команда. Причем это команда, которая, всегда должна выигрывать. Основной принцип команды – один за всех и все за одного (как в мушкетерах).

Бейби-бумеры так и действуют. Они создают команды, в которых успешно работают и достигают своих целей. Своих «соперников» бейби-бумеры тоже оценивают по наличию команды.

При этом для бейби-бумеров крайне важны победы. И это не просто локальные выигрыши, а настоящие победы колоссального масштаба (первыми запустили спутник, первыми отправили человека в космос, построили БАМ и т.д.).

В бизнесе деятельность бейби-бумеров также проявляется большими амбициозными целями и масштабными проектами типа «Россия 2050. Проектирование будущего».

Их цель зачастую — это управление целыми отраслями, чтобы помочь всей стране, сделать ее сильной державой.

Кстати, Владимир Владимирович Путин родился в 1952 году и является ярким представителем своего поколения бейби-бумеров.

Интересная деталь, что только у этого поколения была такая ценность, как комсомольская (студенческая) молодость. Именно поэтому многие из бейби-бумеров, несмотря на биологический возраст, до сих пор в душе считают себя молодыми.

Они хотят продолжать активно работать, а не «умирать на пенсии», и занимать руководящие посты, приносить пользу, быть востребованными в обществе.

Бейби-бумеры заряжены оптимизмом и несмотря на то, что это поколение постепенно уходят с рынка труда, многие из них не мыслят свою жизнь без работы. А поскольку именно этим поколением заняты важные управленческие посты, как в крупном бизнесе, так и в госструктурах, то они не торопятся так просто расставаться с этой властью.

Но бейби-бумеры способны стать чуткими наставниками для молодых команд. Одна из ключевых потребностей этого поколения – вовлеченность. Им интересно, как у вас дела? Поэтому из бейби-бумеров получаются хорошие учителя, тренеры, коучи. Они активно готовы работать с молодежью, передавая свою мудрость и бесценный опыт.

Если вы хотите успешно управлять бейби-бумерами, то помните, что им важен материальный достаток. Они ценят деньги, как никто. Важно также признавать их заслуги сертификатами, медалями и другими материальными наградами.

Доверяйте бейби-бумерам крупные стратегические проекты, которые они будут с успехом реализовывать вместе со своими командами. Чтобы бейби-бумеры достигали любых целей даже ценой собственной жертвы почаще озвучивайте их заслуги и любые промежуточные успехи прилюдно.

Кто такие иксы (поколение странников)?

Иксы (странники) относятся к периоду 1964 – 1984 гг. На их время выпали глобальные изменения в стране, перестройка, смена политических курсов, начало падения империи Советского Союза и возрождение новой России. Одним словом – время перемен.

Поэтому основной характеристикой этого поколения является — «выживание». Действительно поколению странников пришлось приспосабливаться (выживать) в быстро меняющейся среде.

-2

Поэтому одна из ценностей у них это «обучение в течение всей жизни».

В противовес бейби-бумерам странники стараются вырваться из одинаковой среды. Им важно выделиться из толпы и поэтому ключевая ценность этого поколения звучит как «я не такой, как все».

Кто  помнит, как на улицах стала появляться неформально одетая молодежь (панки, хиппи, рокеры). Немыслимые ирокезы, цепи, всевозможные заклепки и кожаные «косухи» — это был вызов обществу. Это был способ выпендриться, выделиться из «серой массы».

-3

Именно так молодые (тогда молодые) странники заявляли миру о своей позиции. Это был образ дерзкий и сексуальный.

Интересный факт, что слово «дерзкий» тогда воспринималось как вызов обществу, а сейчас, как «человек без тормозов, не видящий краев, плюющий на любую норму поведения».

Кстати, заметьте, что современная молодежь тоже старается выделиться, но совершенно другими способами. И это более агрессивные способы (селфи на краю пропасти или видеосъемка мчащейся иномарки под 250 км/ч по улицам города).

Но вернемся к нашим иксам (странникам). Заглянем в детство. Ибо у иксов было счастливое детство, которое тоже является особенной ценностью этого поколения. Именно отсюда у иксов идет огромная любовь к своим детям.

Потому что у них у самих было идеальное без цифровое детство. Еще его называют детством с ключом на шее. Когда ребенок мог проводить на улице все время с утра до самого вечера, пока мама не крикнет из окна «Вася, иди домой».

Это была уличная автономность, которой, к сожалению, лишены современные дети. Странники могли часами играть со своими сверстниками в прятки, вышибалы, футбол, ножички, классики, «казаки – разбойники» и т.д.

С удовольствием лазить в школьный сад за кислыми зелеными яблоками, без страха гулять по любой стройке, жевать гудрон и взрывать карбид. Последние два действия для некоторых будут абсолютно неизвестными, а кто «в теме», тот поймет.

Привыкшие к быстрым изменениям, иксы в этой жизни надеются только на себя (очередная их ценность поколения). Поэтому им тяжело просить о помощи. Они будут до конца пытаться решить любую задачу собственными силами.

Для иксов важно быть не просто лучшими, а уникальными. В этом их ключевая особенность. Они, например, не готовы, как бейби-бумеры придерживаться строгого корпоративного стиля в одежде.

Иксам нужен выбор. Поэтому они радуются, когда могут быть собой хоть один день в неделе.

-4

Именно так в некоторых компаниях появился «Friday casual». Свободный стиль в одежде, когда ты можешь в пятницу прийти в том, в чем хочешь.

Фрилансеры – в дословном переводе работа вне офиса, то же веяние свободы, которую отвоевали себе иксы у бейби-бумеров.

Иксам очень важны деньги для обеспечения комфортных условий проживания их семьи, а также для самореализации и возможности свободно путешествовать, заниматься любимым хобби и т.д.

В целом иксы (странники) хорошо встраиваются в любую корпоративную культуру при условии, что она не идет в разрез с их убеждениями и личными установками. Наибольшее удовольствие людям этого поколения доставит работа, позволяющая творить и не ограничивать свою фантазию и оригинальность мышления.

Чтобы успешно управлять иксами (странниками) предоставьте им свободу самовыражения, устройте им конкурентное соревнование, в котором у них есть все шансы победить.

В вопросах мотивации ориентируйтесь не только на финансовую составляющую, но и помните, что для иксов важна интересная работа, которая сама будет их мотивировать.

Иксы очень любят учиться и много знают. У них отличная память, т.к. в жизни им многое пришлось запоминать. Поэтому позволяйте иксам применять свои знания в работе. Это пойдет на пользу, как им, так и компании в целом.

Не сомневайтесь в профессионализме иксов и умении соблюдать субординацию на работе. Но при этом ставьте перед ними четкие задачи с жестким дедлайном и тогда успех вам обеспечен.

Кто такие игреки (миллениумы)?

Миллениумы (1985 – 2005) или поколение Сети, как их еще называют, родилось в самом начале развития цифровых технологий в мире. И когда они подросли, то интернет уже вовсю «атаковал» молодые неокрепшие умы.

С одной стороны миллениумы наивны, оптимистичны и общительны. Но век цифровых технологий затащил все их общение в сеть. С другой стороны это поколение требующее мгновенных результатов. Почему?

Потому что появился огромный выбор, можно даже сказать гипервыбор возможностей, инструментов и ресурсов. В этой связи конкурентная среда бросает их в безудержанное соревнование друг с другом. Кто быстрее, кто ярче, кто необычнее.

Отсюда появились все эти селфи, зацепиры, лифталуки и прочая гонка за лайками. Не безызвестный проект «Бизнес Молодость» типичный продукт поколения миллениумов. Поколения молодых миллионеров, которым нужно все и сразу.

Миллениумы более позитивны, чем остальные поколения. Они улыбчивы, они ярче. Они с детства идут к своей цели.

Они открыты ко всему новому. Им хочется оказывать влияние на окружающий мир.

-5

Решать любые социальные проблемы, улучшать экологию, ввязываться в любой инновационный проект.

Миллениумы стараются многому научиться. Если иксы учатся конкретным навыкам для определенной цели, то миллениумы учатся всему подряд, когда возникает свободное время. При этом они с удовольствием учат друг друга, и быстро усваивают материал в своей однородной группе (принцип коворкинга).

Кстати, время для них это ключевая ценность поколения. Поэтому они, скорее всего, посмотрят короткую видеоинструкцию или инфографику, нежели будут читать текст или изучать презентацию.

Еще важными ценностями этого поколения являются гражданский долг, мораль и достижение. Основной мотивацией движения к успеху у миллениумов проявляется в немедленном вознаграждении, а бюрократия, наоборот, демотивирующий фактор.

Миллениумы открыты к любым экспериментам, они доверчивы, откровенны и ценят честность в отношениях.

Чтобы управлять миллениумами нужно обеспечить им свободный график работы с возможностью уйти из офиса пораньше. Не ставьте им долгосрочных планов, ведь миллениумы живут здесь и сейчас.

Поэтому, чем короче в периоде времени задача, тем легче им ее выполнить. Не отбирайте у них гаджеты и возможность быть в сети. Даже при полном запрете миллениумы все равно найдут лазейку, чтобы выйти в сеть. Ведь они там живут.

Как можно чаще благодарите их за конкретные результаты работы, а не за приверженность компании. Ведь миллениум может легко поменять работу за один день. И помните, что каждая выполненная задача должна быть как можно скорее оплачена.

Ведь они не привыкли ждать и откладывать успех «на потом». Он им нужен прямо сейчас. Иначе они с легкостью найдут нового работодателя. Информацию преподносите кратко и по возможности без многочасовых совещаний. Инфографика и видео для миллениумов лучше, чем текст, имейте это ввиду.

И помните, что цифровое поколение полно непонятных противоречий, поэтому старайтесь не спрашивать «почему?». Они и сами вам не смогут объяснить это «почему?». Просто контролируйте миллениумов с помощью работы в команде. В команде, где весело, виден результат и отсутствует конкуренция.

Они еще растут – поколение z (домоседы)

Почему их так назвали – домоседы? Я и сам пока не нашел ответа, но могу сказать, что тем кому сейчас 10-12 лет активно развиваются, впитывая в себя все новое словно губка.

Наверняка для этого поколения одной из ценностей будет независимость и свобода передвижения. Каким будет это поколение в условиях открытого информационного пространства, пока не ясно.

Подытожим

Зная особенности, ценности и поведенческие характеристики каждого поколения, можно подобрать ключи к управлению любым коллективом. Однозначно можно утверждать, что рывок к амбициозным целям лежит через создание межпоколенческих команд.

Команд, в которых бейби-бумеры делятся своим опытом и мудростью, у иксов есть свобода для маневра и проявления своего профессионализма, а миллениумам не бояться доверять новые сверхзадачи.

Тема изучения поколений в разрезе управления персоналомслишком обширна, чтобы уместить все в одну статью. Но, надеюсь, что и этот материал был для вас полезен и приоткрыл глаза на некоторые особенности поведения людей.

Хотите больше информации и практики, жду вас науправленческих тренингах для руководителей.

Бизнес-наставник, руководитель Центра Деловых Коммуникаций ИГРОКС www.igrox.ru, Александр Петрищев.