Найти в Дзене

Плохо ли быть отличником, рассказал отличник

Оглавление

Отличник обиделся на статью Почему быть отличником плохо: прочитайте и немедленно перестаньте ругать детей за плохие оценки и попросил ознакомить читателей со своей точкой зрения.

Итак, исходная статья здесь.

Основные тезисы материала, со слов автора:

  • В течение нескольких лет в разных странах мира проводилось исследование, которое охватило 80 тысяч человек.
  • Результат показал: отличники и краснодипломники совершенно не успешны в жизни. Самые большие доходы у людей, которые обладают предпринимательскими и творческими способностями, а также упорством.
  • Еще один важный пункт для успеха, который определили ученые - наличие навыков финансового планирования.
  • Формируя у ребенка культ оценки, родители также формируют у него и комплекс отличника. Ребенку важно получить высокую оценку от окружающих, но это будет оценка его деятельности с точки зрения чужой системы оценивания.
  • Добиться настоящего успеха возможно только имя свою собственную систему оценивания.

Дмитрий Подшибякин с этим не согласен

-2

Дмитрий рассказал о себе:

Я закончил школу с золотой медалью и университет с красным дипломом, круглым отличником. С точки зрения автора исходной статьи, я конченный и бесперспективный человек. Поразительно, как такое могло случиться, однако, я имею за плечами опыт работы в коммерческом банке и предприятиях газовой отрасли. И отзывы руководства обо мне положительные. Сейчас я работаю в "Газпроме", в свободное от работы время занимаюсь меценатством, поддерживаю благотворительные проекты в области образования для трудных и малоимущих детей. Являюсь автором сайта, созданного с целью просвещения. На этот сайт есть положительные отзывы родителей, занимающихся домашним обучением своих детей. Также я являюсь автором и соавтором книг. И статьи, получившей признание в Швейцарии, в системе научного цитирования SCOPUS, самой престижной в мире. Недавно совместно с научным руководителем мы открыли просветительский канал на Ютубе.
Поразительно, что мне приходится всё время читать в Интернете только плохое про отличников. Да и в современных учебниках педагогики про отличников и одаренных детей тоже пишут одни гадости.
На мой взгляд, нужно предоставить хорошим ученикам самим возможность высказаться. Чтобы у рядового читателя была хоть какая-то возможность разобраться в проблемах учебы.
Кстати, одна моя бывшая одноклассница, тоже круглая отличница, сейчас работает ведущей новостей и корреспондентом на городском телевидении. Надо будет поинтересоваться у нее, что она думает по поводу сложившейся ситуации.

Итак, Дмитрий просит опубликовать его ответ на материал о том, что ругать детей за оценки нельзя.

Отзыв на статью про отличников

Недавно на образовательном ресурсе «Школа дома» появилась статья: «Почему

быть отличником плохо: прочитайте и немедленно перестаньте ругать детей за плохие

оценки»

Основные тезисы этой статьи (цитирую дословно):

1) «В 2017 году в США… было проведено исследование, которое перевернуло с

ног на голову (а может все же расставило все на свои места?) представление о том, как

надо учиться».

2) «Ученые изучили карьерную динамику и доход респондентов, а после соотнесли

эти результаты с оценками, которые респонденты получали в школе, вузе, колледже».

«Результат показал: отличники и краснодипломники совершенно не успешны в

жизни».

3) «Как только из поля зрения отличников исчезают оцениватели - исчезает и

смысл их деятельности, они оказываются дезориентированы в мире».

Когда сталкиваешься с подобными убеждениями (к сожалению, это происходит

довольно часто, особенно на просторах Интернета), на ум естественным образом

приходит знаменитое выражение: "Так вот ты какой, северный олень!". Неужели

первооткрыватели из США, а вместе с ними российские единомышленники, прорубили

долгожданное окно в счастливую жизнь для миллионов своих соотечественников?

Вынужден разочаровать обрадованных читателей. Окно на самом деле оказалось

таким:

-3

Давайте разберём по порядку, в силу каких причин дела обстоят именно так.

Вопрос №1. По мнению авторов исследования, всё на свои места в вопросах учёбы

расставят США. Возможно, имеет смысл привести примеры других стран?

Вопрос №2. Доход человека и его карьера взяты за основу определения успеха в

жизни. Другие критерии, позволяющие оценить прожитую жизнь, попросту не нужны?

Вопрос №3. По мнению авторов исследования, учёба на «отлично» имеет главной

своей целью нравиться «оценивателям». Выходит, все остальные варианты, почему

человек может учиться на «отлично», рассмотрению не подлежат?

Не сомневаюсь, авторы исследования окажутся совсем не рады поставленным

вопросам, «спасибо» мне за это никто не скажет. Традиционное возражение: каждый сам

находит для себя ответы на подобные вопросы. Разумеется, так оно и есть. Человек

свободен в своём выборе приоритетов и жизненных ценностей.

Только когда плывёшь против течения,
Понимаешь, чего стоит свободное мнение.
Звенья собираются в длинные цепочки,
Линия жизни становится точкой...
Быть другим - это значит быть всегда одному.
Выбирай, что тебе - суму или тюрьму.
Никому просто так не даётся свобода,
Из неё нет выхода, и в неё нет входа...
(Группа "Ленинград", песня "Свобода")

Мне тоже доводилось искать в своей жизни ответы на 3 сложных вопроса,

описанных выше. И я пошел вовсе не путём большинства, которое однозначно делает

выбор в пользу американских ценностей, описанных в исследовании. Поэтому смысл слов

песни о свободе мне близок и понятен.

Начну с ответа на вопрос №3, он самый простой из имеющихся. Наиболее сильный

мотив, который движет человека в желании учиться, называется любовь к знанию.

Иными словами, ты делаешь именно так потому, что тебе это нравится. Тобой движет

обыкновенный человеческий интерес, тот пресловутый «огонь» энтузиазма, которым

призывал «зажечь факел» Аристотель. Правда жизни в том, что более сильного мотива,

дающего ощутимые результаты, на самом деле нет. Поэтому смысл деятельности

отличника не исчезнет, когда из поля зрения пропадут оценивающие лица (и про тех, кто

отличником не является, но серьёзно увлечён каким-то предметом, тоже верно).

Теперь перейдём к более сложному вопросу. Пока сторонники американских

ценностей продолжают выяснять, кто более успешен в жизни по критерию личного

дохода, я предпочту обратиться к истории России:

«Русские промышленники заботились не только о технических достижениях, но

уделяли большое внимание быту. Ни одно предприятие в мире не могло сравниться с

Трехгорной мануфактурой в области многолетнего, разностороннего попечения о

рабочих. При мануфактуре с 1816 года была устроена школа, с 70-х годов открыта

больница, работали амбулатория, родильный приют, богадельня, ремесленные училища,

библиотеки, театр»

Вот и нашёлся вполне здравый ответ на вопрос №2. Оказывается, не только

способность заработать деньги, но и умение распорядиться ими задаёт систему координат,

которая определит положение человека в обществе. Можно продолжать дальше, развивая

идеи в таком духе. Впрочем, на взгляд поклонников американских ценностей, я уже

развёл такую высшую математику, что пора лучше остановиться. Прямо как в известной

песне студенческого фольклора :

Раскинулось поле по модулю пять,
Вдали интегралы вставали.
Студент не сумел производную взять...

Что касается оставшегося вопроса №1, здесь, конечно, каждый сам решает, опыт

какой страны ему интересен для образования и улучшения собственной жизни. Нетрудно

догадаться, лично мне ценности социал-дарвинизма, помноженного к тому же на

непомерную алчность, совершенно не близки. Поэтому я никогда не оценивал

окружающих меня людей по таким критериям и не собираюсь этого делать. Тем более я

не готов доверять американским подходам в области образования. Высказав собственное

мнение, предлагаю читателю поразмыслить над поднятыми проблемами самостоятельно.