Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, находитесь в зоне риска – риска оставить все как есть. Впрочем, он вам не страшен, если:
- вы находитесь в абсолютной гармонии с собой;
- у вас нет никаких финансовых мечтаний и целей, на которые вам не хватало бы денег;
- вы настолько сильно любите свою работу, что делали бы ее бесплатно.
Если эти три условия выполняются, почитайте лучше наш ликбез по ошибкам, которые мы совершаем, одалживая деньги в долг (потому что к такому успешному человеку обязательно рано или поздно придут за деньгами). Если же у вас есть сомнения хотя бы в одном из трех пунктов, то эта статья для вас.
Зачем это нужно?
Учет личных финансов - это первый шаг к финансовому благополучию
Именно учет позволит вам адекватно оценить те условия, в которых вы находитесь прямо сейчас, провести оптимизацию и выстроить финансовую стратегию. Иными словами: если вы в какой–либо форме обмениваете время своей жизни на деньги (например, ездите на работу, которой не стали бы заниматься бесплатно), то учет позволит вам сделать первый шаг к более выгодному “обменному курсу”.
Стоит ли трогать то, что и так работает?
А вы уверены, что работает? Давайте это проверим. Скажите, сколько денег в прошедшем месяце вы потратили на “чашку кофе” в кафе, на косметику, на такси, на заказ еды домой, на обучение и профессиональный рост? А если к вам обратятся с просьбой о займе, то какие средства вы можете дать в долг прямо сейчас так, чтобы это не повлияло на ваши выплаты по ипотеке и покупку билетов на море? Какая сумма отложена у вас на “черный день” и на какой срок ее хватит, если придется на время оставить работу?
Если вы не можете уверенно и аргументированно ответить на эти и подобные вопросы, то это не значит, что ваша финансовая система не работает. Это означает, что ее просто нет. Но хорошая новость в том, что создать ее довольно легко.
Хорошо, а с чего начать?
Чтобы максимально упростить вам жизнь, вот пошаговая инструкция:
- Выбрать инструмент, которым вы будете пользоваться для учета доходов и расходов. Можно использовать мобильные приложения: Monefy, KeepFinance, mMoney и т.д. Скачайте несколько, протестируйте и остановите свой выбор на максимально удобном для вас. Альтернативный вариант – таблицы в Excel или Google Sheets: различные варианты таких форм легко находятся в интернете по запросу “таблица доходов и расходов семейного бюджета”.
- Провести категоризацию своих доходов и расходов. Эту задачу лучше выполнять всей семьей, если у вас совместный семейный бюджет. Среди доходов могут быть, например, категории: “Зарплата мужа”, “Зарплата жены” и “Случайные заработки”. Среди расходов – те категории, которые актуальны лично для вас плюс универсальные. Например: магазины, кафе, транспорт, бензин, обучение, медицина и т.д. Обязательно имейте категорию “Остальное”, куда будут попадать траты, не подходящие ни под одну из обычных категорий.
- Отдельно выделить крупные нерегулярные расходы. Например, если в марте вы собираетесь купить новенький 15–дюймовый Apple MacBook Pro за 172.000 рублей, то эту трату стоит записать в раздел “годовых” расходов. Нужно это для того, чтобы отделить те траты, которые повторяются у вас из месяца в месяц от тех, которые вы совершаете раз в год или реже. К годовых расходам стоит отнести покупку любой техники, которая служит относительно долго (холодильник, iPhone, Maserati), крупных путешествий (поездка всей семьей на море), расходы на организацию собственной свадьбы и т.п.
- Когда инструмент выбран и категории доходов и расходов определены, переходим к фиксации всех входящих и исходящих. Здесь тоже есть свои хитрости и главная из них: не стоит пытаться запомнить, где, сколько и на что вы тратите – эта информация будет, во–первых, засорять вашу “операционную память”, а во–вторых, вы все равно не запомните всего. Чтобы безболезненно фиксировать свои траты, стоит следовать простым рекомендациям:
- сохраняйте все чеки, когда что–то покупаете. Складывайте их в кошелек или в карман: по ним вечером будет легко записать, что вы потратили за день;
- старайтесь везде платить картой. Во–первых, сегодня это выгодно, потому что большинство банков предлагают те или иные программы вознаграждений за покупки, а во–вторых, это удобно: в мобильном приложении вы будете видеть все свои траты за день;
- заведите за правило записывать в заметки в телефон каждую свою покупку, по которой вы не получаете чек и которую совершаете наличными (например, покупаете стакан ягод у бабушки или хурму на ярмарке выходного дня).
- Ведите подобный учет ежедневно, а итоги подводите в конце каждого месяца. И запомните: когда вы начинаете фиксировать свои траты, не спешите сразу на чем–то экономить. Учет не призван в чем–то вас ограничивать, учет нужен только для того, чтобы увидеть объективную финансовую реальность, в которой вы живете. Все, что нужно нам на этом этапе – сбор данных. Все изменения можно внедрять через 1–3–6 месяцев после начала учета.
Но так же вся жизнь пройдет в этих расчетах, разве нет?
Это распространенный страх. Но попробуйте взглянуть на это следующим образом. Большинство из нас тратит не менее часа или двух на то, чтобы добраться на работу, проводит там восемь часов и вряд ли станет делать это бесплатно. Итого, мы тратим около 9 часов в день на работу, и так 5 дней в неделю, что дает 180 часов в месяц. За эти 180 часов мы зарабатываем, допустим, 70.000 рублей. То есть за час времени, потраченного на дорогу и работу, мы получаем 388 рублей:
Затраченное время в месяц: 180 ч.
Доход в месяц: 70.000 р.
Итого в час: 388 р./ч.
Учет доходов и расходов личных финансов, если просто собирать чеки, платить картой и вносить все данные в приложение один раз в день, будет занимать максимум 15 минут. По разным оценкам учет доходов и расходов позволяет оптимизировать свой бюджет на 10–30%. Предположим, что из 70.000 р., которые мы зарабатываем ежемесячно, мы тратим 60.000. На учет мы потратим 15 минут каждый день, то есть 7,5 часов в месяц. И, конечно, нам становится очень жалко эти 7,5 часов, ведь это время нашей жизни. Но давайте разберемся, об этом ли времени стоит жалеть?
Предположим, что учет поможет нам провести оптимизацию и сократить свои расходы всего на 10%, то есть тратить не 60.000, а 54.000. Значит, за 7,5 часов, потраченных на учет, мы заработаем для себя эти 6000 рублей. А если расходы удастся сократить на 20% (а это средняя цифра, она вполне реальна), то мы сможем сэкономить для себя 12000 рублей всего за 7,5 часов в месяц. Таким образом, за этот “вид работы” ваша ставка в час получается в среднем в 2–4 раза больше, чем на работе, на которую нам не жалко тратить 180 часов в месяц:
При экономии 10%
Затраченное время в месяц: 7,5 ч.
Доход в месяц: 6.000 р.
Итого в час:800 р./ч.
При экономии 20%
Затраченное время в месяц: 7,5 ч.
Доход в месяц: 12.000 р.
Итого в час: 1600 р./ч.
Так что к учету доходов и расходов нужно отнестись просто как к первому шагу по направлению к дополнительной (и очень доходной) работе.
Отлично, а что будет потом?
А потом вы сможете увидеть, сколько денег у вас реально есть (шаг 1: учет), сколько может быть (шаг 2: оптимизация) и сколько вам необходимо (шаг 3: составление личного финансового плана). И возможно, вам совсем не нужно проводить 180 часов в месяц на работе, а для реализации всех ваших целей и мечтаний вы перейдете на полставки. Но понять это можно будет только все просчитав и спланировав, а это следующие шаги. Но чтобы их сделать, нужны объективные данные.
Кстати, данные не обязательно начинать собирать с первого числа нового месяца. Большинство исследований показывают, что лучшей датой для начала этой работы является та, которая стоит сегодня на календаре.
И помните, чему учит нас старая интернет-мудрость:
“Это невозможно”, - сказало чувство. “Это опасно”, - сказал опыт. “Это бессмысленно”, - сказало сердце. “Просто скачай приложение и впиши сегодняшние расходы”, - сказал разум.