«Изучая русское кино, мы лучше понимаем русскую жизнь. Этот кинематограф наилучшим образом отражает нашу реальность. Даже когда пытается от нее бежать«, — написал недавно кинокритик Антон Долин на своей странице в Фэйсбуке. Высказывание замечательно подходит для нашей рубрики «И всё-таки оно НАШЕ», более того, сегодня мы как раз затронем тему побега от реальности, причем в буквальном смысле, ведь фильм этого выпуска — слэшер, в котором жертвы убегают от маньяка.
Лучший постсоветский слэшер
«Мертвым повезло» — комедийный слэшер молодого режиссера из Уфы Вадима Валиуллина, который снял свой дебютный полнометражный фильм на собственные средства и добровольные взносы друзей (бюджет составил 500 000 рублей). Разновидность триллера, жанр slasher — редкое явление в российском кино. Знатоки вспомнят «С.С.Д.» про резню в пионерлагере или подземный экшн «Путевой обходчик», но рейтинги на кинопорталах красноречиво говорят о том, что эти работы, мягко говоря, неудачные.
В 2016 году режиссер из Бийска Сергей Жизненный снял независимый триллер «Сибирский потрошитель», основанный на реальных событиях. Серьезная работа, пытающаяся воспроизвести в точности до деталей зверства реального маньяка из Новокузнецка. Несмотря на пытки девушек-заложниц холодным оружием и реки крови в кадре «Сибирского потрошителя» нельзя назвать слэшером в чистом виде — хотя бы потому, что никто от маньяка не убегает и отрубленные конечности по улицам не летают. Таким образом, «Мертвым повезло» заслуженно забирает себе звание лучшего российского слэшера и поднимает российскую планку жанра на более-менее приличную высоту.
Фильм снят в Уфе и окрестностях, в ноябре прошлого года прошел в прокате в уфимских кинотеатрах, ранее был показ в рамках основного конкурса «Кинотавр-2017». Во время сеанса многие зрители не смогли досмотреть маньячный беспредел. Режиссер Вадим Валиуллин вспоминает в интервью: "Зал был на 300 человек. На моменте с отрезанием пальцев вышли человек 17. Еще примерно 15 вышли на моменте, где разделывают людей. Все остальные досмотрели до конца. Вышли люди, для которых такие жесткие сцены принципиально неприемлемы".
Вы же представляете примерно, что представляет собой публика на «Кинотавре». Удивительно, что вообще независимый жанровый проект с расчлененкой попал в основной конкурс (дело в том, что Валиуллин годом ранее победил в конкурсе короткометражных фильмов, причем, та работа не имела ничего общего с криминальной темой). Сейчас к/ф «Мертвым повезло» доступен в онлайн-кинотеатрах, где его могут оценить любители западных эксплотейшенов — вот так фильм, наконец, добрался до своей целевой аудитории. Конечно, наш фильм не способен ничем удивить насмотренных киноманов, ведь «Мертвым повезло» — далеко не новое слово в жанре слэшера, но виртуозное жонглирование жанровыми штампами. Среди источников вдохновения режиссер называет культовые хорроры и боевики эпохи VHS, игру Mortal Combat. Но в первую очередь это Квентин Тарантино!
Квентин Валиуллин
Вадима Валиуллина уфимские СМИ уже называют «башкирским Тарантино», и «Мертвым повезло», как мне кажется, порадует поклонников культового американского режиссера оригинальной кровожадной интерпретацией тарантиновских типажей и фирменных приемчиков. Начнем с команды киллеров, которым некий загадочный Босс поручил ликвидировать жертву таким образом, чтобы убийство выглядело как нападение маньяка. Группа отморозков-исполнителей с удовольствием устраивают кровавую баню в загородном домике, устраняя всю молодежную компанию, которая там оказалась. Вот они, хладнокровные ликвидаторы, жаждущие мяса и крови. Бешеные псы по-башкирски.
В команде киллеров непривычно смотрится изящная блондинка — вылитая Ума Турман из «Убить Билла». Вместо самурайского меча — родной русский топор.
Сценарист и режиссер Вадим Валиуллин славно поработал над диалогами, сделав их именно тарантиновскими, когда персонажи болтают ни о чем, но зритель ловит каждое их слово. А предмет разговора максимально не соответствует окружающей обстановке.
В финале фильма «Мертвым повезло» вас ожидает невероятный твист, предугадать который во время просмотра сможет не каждый фанат слэшеров. Можно придраться к логическим неувязкам в сценарии и упрекнуть «башкирского Тарантино» в отказе искать собственный метод использования жанра, но, в целом, Вадим Валиуллин сделал всё правильно, имея бюджет 500 тысяч рублей. Пока смелым жанровым проектам в России не светит государственная финансовая поддержка, нужно брать и делать всё самому, используя связи, смекалку, где-то пробивную силу, где-то удачу… «Сначала нужно научиться делать хорошие фильмы без денег, а уже потом инвесторы сами вас найдут» (отсюда). На мой взгляд, адекватный подход независимого режиссера.
Моя оценка: 6,5