Сегодня на российских улицах сложно встретить машину марки «Роллс-Ройс». Такой автомобиль справедливо считается баснословно дорогой игрушкой для богатеев.
Бренд «Роллс-Ройс» появился благодаря исключительно успешному деловому союзу Ч. Роллса и Г. Ройса. Первый был аристократом из состоятельной семьи, а второй — изначально практически бедняком с одним классом образования. Вместе этим людям удалось создать машину, которая со временем стала настоящим символом успеха. Тандем Роллса и Ройса — пример эффективного партнёрства талантливого изобретателя и не менее талантливого инвестора. О том, как это партнёрство возникло, развивалось, и как компании едва удалось избежать банкротства, мы сейчас расскажем.
Разные судьбы
Чальз Роллс — выходец из аристократической уэльской семьи. Он закончил целых два вуза и с малых лет увлекался автомобилями. К тому же он был первым студентом знаменитого кембриджского университета, который ездил на личном авто. Получив первый диплом, Роллс в 1902-м основал компанию «C.S.Rolls&Co». Специализировалась она на импорте автомашин. Однако импорта Роллсу было мало, он мечтал производить собственные автомобили.
В противовес своему состоятельному партнёру, Генри Ройс вырос в нищете. Поскольку семья была очень бедна, Генри в детстве вынужден был работать газетчиком и почтальоном. Он прекрасно понимал, что только образование откроет ему дорогу в нормальную жизнь, поэтому всё свободное от работы время он посвящал изучению математики, механики, иностранных языков. Хоть Ройс и окончил всего один класс средней школы, в возрасте шестнадцати лет ему удалось устроиться инженером в фирму некоего Максима Хайрема. Благодаря этой работе юноша смог собрать уставной капитал и открыть собственную мастерскую под названием «Royce & Co». Однако Ройс, как и его будущий союзник, стремился к большему.
Встреча
В 1904-м предприниматели познакомились. Мастерская Ройса к тому времени уже выпустила три автомашины мощностью в десять л.с. каждая. Технически никаких новшеств в этих машинах не было, но они великолепно смотрелись и отличались качественными деталями и первоклассной сборкой. Эти машины поразили Британию, их то и дело обсуждали в прессе — сначала в местной, а затем и в мировой.
Контракт
Чарльз Роллс тоже был наслышан о машинах Ройса. Ему как раз нужен был талантливый инженер, который мог бы разработать для него проект нового автомобиля. Первого мая 1904-го бизнесмены заключили соглашение о сотрудничестве. Именно этот день и считается датой основания предприятия «Роллс-Ройс».
Особенности марки и первая автомашина компании
Автомобили «Роллс-Ройс» всегда отличались надёжностью. Первую модель компания выпустила в 1906-м и продемонстрировала её на всемирной транспортной выставке. Машина была оснащена мощной рамой и семилитровым двигателем с шестью размещёнными в ряд цилиндрами. О мощности двигателя производители ничего не сообщали, и с тех пор в компании возникла традиция указывать лишь то, что мощность двигателя «достаточна». Прервалась эта традиция лишь сравнительно недавно.
История логотипа и рекламная кампания
Сначала логотип компании выглядел как две буквы «R» красного цвета. Но через некоторое время основатели изменили логотип и сделали его чёрным, поскольку чёрный — цвет богатства и престижа. Однако символом марки стал не её логотип, а известная фигурка под названием «Дух экстаза», которую производители «роллс-ройсов» традиционно размещают на капотах.
История этого символа такова. В 1909-м некто Джон Монтегю купил одну из автомашин компании. Дабы сделать её непохожей на прочие, он решил разместить на капоте статуэтку-талисман. Изготовил её по заказу Монтегю скульптор по фамилии Сайкс. Он назвал своё произведение «Дух экстаза». Устремлённая вперёд статуэтка приглянулась Роллсу, и он приобрёл права на неё. С тех пор она украшает каждый автомобиль компании.
«Роллс-ройс» преподносился как лучший, наиболее надёжный автомобиль из всех. На этом и строилась рекламная стратегия: сколько «роллс-ройсом» ни пользуйся, он всё равно не сломается.
Серьёзное испытание
Известен интересный случай. Однажды предприниматель Клод Джонсон решил проверить, насколько правдива реклама «роллс-ройса» и совершил автопробег на первой машине бренда. Джонсон намеревался выявить слабые стороны автомобиля, но так и не смог этого сделать, хотя проехал на нём 24 000 километров. За всё время у него вышла из строя одна-единственная деталь, стоимость которой не превышала двух фунтов. Причём большую часть маршрута энтузиаст проехал со значительной по тем временам скоростью — около 120 километров в час.
Триумф и упадок
Целых полвека, до 60-х годов, положение бренда было устойчивым: Роллс-Ройс воспринимался как премиальный автомобиль, его предпочитали солидные бизнесмены, звёзды и даже монархи. Например, все члены английской королевской семьи колесили на «Фантомах» от «Роллс-Ройс», что послужило прекрасной рекламой и значительно увеличило продажи этих автомобилей.
Даже в период Великой Депрессии компания процветала: в 30-е «роллс-ройсы» продавались настолько активно, что предприятию удалось поглотить «Бентли» — своего главного конкурента в то время.
В начале 1960-х положение компании резко ухудшилось. Мир в те годы переживал очередной кризис, однако владельцы бренда «Роллс-Ройс» сочли, что им ничто не угрожает и не стали перестраивать бизнес-стратегию, несмотря на экономический спад. Самоуверенные владельцы компании даже взялись сразу за два крупных проекта: выпустили на рынок новую модель, а также разработали реактивный двигатель. Но надежды владельцев не оправдались: из-за кризиса число покупателей резко снизилось, а инновационные разработки восторга ни у кого не вызвали. Компания в результате погрязла в долгах и оказалась на грани банкротства.
Новая жизнь
В начале 70-х предприятие официально провозгласили неплатёжеспособным. Но британцы не могли позволить «Роллс-Ройсу» исчезнуть, ведь этот бренд к тому времени уже давно стал одним из символов государства и настоящим национальным достоянием. Погасить долги компании, общая сумма которых составляла четверть миллиарда долларов, взялось британское правительство.
Тогда началась борьба за право владеть знаменитым брендом. На него претендовали «БМВ», «Фольксваген», «Даймлер-Бенц». Торги шли напряжённо, сделки то и дело срывались. Сначала от борьбы отказался «Даймлер-Бенц», он вместо этого взялся за разработку собственного бренда. Оставались «БМВ» и «Фольксваген». Оба гиганта пытались увеличить сумму контракта, чтобы перебить ставку конкурента. Через несколько месяцев сложных переговоров компании пришли к компромиссу: предприятие «БМВ» получило непосредственно бренд «Роллс-Ройс», а марка «Бентли» досталась «Фольксвагену».
«Роллс-Ройс» сегодня
В наши дни «роллс-ройс» остаётся одним из наиболее дорогих авто во всём мире. Он ценится не только как надёжное транспортное средство, но и как символ высокого социального статуса. Благодаря стараниям «БМВ» бренд давно преодолел кризис и снова приносит владельцам огромный доход.
Каждый год в мире покупается несколько тысяч таких машин. В нашей стране в прошлом году их приобрели около ста. Директор бренда в регионе уверен, что для успешных российских бизнесменов «роллс-ройс» давно стал символом успеха. И это действительно так.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал!