Такое заявление сделал в рамках своего выступления на Международном финансовом конгрессе (МФК-2018) Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов.
Могу с уверенностью констатировать тот факт, что во всех банках, которые были лишены лицензии или отправлены на санацию, были обнаружены дефекты корпоративного управления. Да, могла быть недооценка кредитного риска, риска ликвидностью, но все же ключевой причиной была как раз та, которую я указал выше. А теперь мы получаем письма от членов совета директоров «рухнувших» банков с жалобами и заверениями в том, что они ни в чем не виноваты. И в некоторых случаях мы видим, что они просто не понимают, в чем заключались их обязанности, а в ряде случаев они все понимали, но теперь пытаются выглядеть невиновными в глазах регулятора.
Совет директоров, с моей точки зрения, не имеет существенных возможностей влиять на организацию, если он не имеет права менять менеджмент. Противоречие в законодательстве, которое мы пытаемся устранить, заключается в том, что совет директоров утверждается на год, а менеджмент — на пять лет. Эта диспропорция порождает серьезные проблемы, поскольку члены совета директоров при таком дисбалансе уверены, что ответственность за все несет менеджмент. С другой стороны, и менеджмент не воспринимает в данном контексте совет директоров как орган управления.
Что мы решили сделать? - В первую очередь, мы решили фиксировать некие «алерты» - прецеденты, которые указывают на наличие у организаций уже известных нам (по банкротствам и санациям) болезней. Мы должны обращать внимание на такие признаки и своевременно реагировать, хотя, я должен сказать, что ЦБ ограничен в своих возможностях оказывать влияние на корпоративное управление в банках и финансовых компаниях.