А что это за волшебный чердак с идеями есть у Юлии Кузнецовой? И почему она вдруг решила написать про Ригу? На эти животрепещущие вопросы отвечает сама писательница, чья новая книга «Каникулы в Риге» уже, кажется, на полпути из типографии в магазины. Можно оформлять предзаказ, кстати.
— Почему вы решили написать именно о Риге? Чем этот город так запал в душу?
— Рига удивительная. Очень живой город, сам говорит с тобой, показывает все достопримечательности. А ещё он очень близкий, душевный. Красивые старинные здания, уютные домики, удивительные шпили на крышах. Сосны, солнце! Прогулки по Риге напоминают чаепитие со старым другом, у которого накопилось много новостей. Да и в прямом смысле, чаепития очень украсили наше путешествие: нигде не видела столько вкусной выпечки буквально на каждом углу. Когда дети уставали ходить по музеям, булочки с корицей очень выручали!
— «Каникулы в Риге», будучи книгой весёлой и трогательной, затрагивают важную тему, которая не слишком часто звучит в детской литературе: натянутые отношения сиблингов. Герои «Каникул», конечно, мирятся и в целом живут дружно, но определённые сложности в их отношениях считываются. Как, на ваш взгляд, можно предупредить ревность между детьми?
— Знаете, мне очень не хватало такой книги, когда родился второй ребёнок. В детских историях описывались милые и славные отношения между братьями и сёстрами, не отношения, а море марципановых сердечек. Даже в сказке «Гуси-лебеди» главная героиня перевоспитывалась на глазах! Так что пришлось писать про натянутые отношения самой. Мой главный писательский принцип — это честность. И мне кажется, что трудности, конфликтные отношения встречаются даже в марципановом море. Важно не то, что они бывают, а то, как их преодолеть.
Про ревность сложнее. Мне лично нравится совет психологов давать детям не поровну своего внимания, сил, заботы и энергии, а предлагать каждому то, что нужно лично ему. Часто ревность — это показатель проблем внутреннего мира ребёнка. Если помочь ему разобраться самому с собой, то постепенно уйдёт и ревность.
— В прошлые годы вы работали преимущественно над подростковой прозой («Первая работа»), однако в 2018-м обратились к аудитории помладше — в «Столярных рассказах» и «Каникулах в Риге». Чем отличается написание книги для 16-летних от написания повестей и рассказов для младших школьников?
— Честно говоря, отличий не было. Объясню почему. У меня голова похожа на чердак. Там живут герои. Они по очереди просятся на страницы книг. Сначала подростки стучались. Теперь дети помладше. Скоро, кажется, наружу выскочит крошечный народец, только тс-с-сс… Не спугнуть бы!
— На какую аудиторию будут рассчитаны следующие книги Юлии Кузнецовой? В каких городах и географических точках вы хотели бы развернуть их сюжеты? :)
— Сейчас у меня в голове простирается выдуманная страна, которую населяют крошечные человечки. Но герои-подростки в моей голове иногда строчат телеграммы: «Не забывай про нас тчк заканчивай с человечками зпт возвращайся тчк». Так что, полагаю, что обязательно вернусь к подростковой аудитории и порадую их очередной историей о глубоких переживаниях почти взрослого человека.
— Вы много общаетесь с читателями в школах, библиотеках, на книжных ярмарках. Какие вопросы из услышанных за последнее время запомнились больше всего и как вы на них ответили?
— О! Мой любимый вопрос был от одной славной девочки-младшеклассницы, которая долго подбирала слова. Она спросила: «А чего это вы такая …э-э… лохматенькая?». «Идей в голове много, — ответила я. — Так много, что иногда даже волосы от удивления дыбом встают».