Жизнь в замке или турецкой общаге, сказочный брак или череда разводов. Бывшие жительницы Екатеринбурга, покинувшие страну в погоне за личным счастьем, рассказали, как им живется и как видится издалека малая родина.
Долгие десятилетия замужество за иностранцем и жизнь за границей были голубой мечтой российских девушек. И до сих пор многие наши соотечественницы пребывают в приятном заблуждении, что уж «там» все будет иначе. Наши героини — бывшие жительницы Екатеринбурга — давно избавились от таких иллюзий.
«В Европе совсем другое самоощущение»
Оксана Пономарева, Бельгия
— С будущим мужем познакомились на сайте знакомств. Вместе съездили в отпуск в Норвегию и решили пожениться. Уезжать из России мне было не тяжело. Я до сих пор скучаю по своей семье, но если бы они, например, жили здесь, со мной, в Бельгии, то я бы, наверное, и в Россию-то не ездила бы. Родные, близкие — расставание с ними тяжело дается, а страна — ну, это просто территория, на которой я лично себя и чувствовала-то не всегда уютно. Наверное, я все равно когда-нибудь оттуда уехала бы рано или поздно, у меня в Европе самоощущение другое, мне тут комфортно, спокойно и гармонично как-то, а там — по-другому, и холодно ужасно.
Неприятная тема в адаптации — это когда работу ищешь, а тебя никуда не берут, потому что ты с акцентом разговариваешь. А у тебя за пазухой куча дипломов, сертификатов всяких,ты такая вся умница-красавица, а если еще и гуманитарий — все, пиши пропало! Потом в конце концов устраиваешься куда-нибудь черным воротничком,ну и приходится это все психологически переваривать. Я более-менее к этому готова была, но все равно чуть в депрессию не впала на рабочем месте — я в больнице работала, логистикой занималась. Это такое «подай-принеси», только в глобальных масштабах.
Сейчас у меня другая жизнь. Родилась дочка, большую часть своего времени посвящаю ей. В Екатеринбурге все по-другому было. С друзьями встречались, все друг друга знают, сплошная социальная движуха. Здесь не так, конечно. Сейчас уже стала больше выходить в люди, работу новую нашла, уже «белым воротничком».
Конечно, часто вспоминаю Екатеринбург — он классный, настоящий мегаполис. Меня всегда удивляли знакомые,которые переезжали из Екатеринбурга в Москву. Когда мы приехали сюда первый раз с мужем, он сразу такой — «Ого,да это такой огромный город, оказывается! Я и не думал!» Антверпен, где мы живем сейчас — он раза в два меньше и более провинциален, что ли. А Екатеринбург — он крут.
«В Стамбуле я разучилась улыбаться людям»
Ольга Герцык, Турция
— Я перебралась в Стамбул чуть больше трех лет назад, и эйфории от переезда хватило, чтобы не замечать безумства всего происходящего года полтора. Как и многие другие решения в моей жизни, это был эмоциональный выбор — мне очень понравился Стамбул, и я стала искать возможности для того, чтобы пожить и поработать здесь. В результате я решила получить CELTA (сертификат на преподавание английского языка как иностранного — прим. ред.), нашла работу, квартиру в «сталинке» сдавала и первые несколько месяцев снимала жилье вместе с журналистом-турком, дипломатом из Чили и военным хирургом из США. Сейчас я живу вдвоем с собакой,которую приволокла с собой, работаю в британском информационном агентстве и двух деловых изданиях на удаленке.
Екатеринбург и Стамбул очень разные. В первую очередь, в Стамбуле нет центра как такового, а сам город представляет собой конгломерат деревень и поселений с очень разными людьми, их населяющими. Несмотря на прекрасно развитую транспортную систему, в Стамбуле ты беспрестанно куда-то едешь или откуда-то возвращаешься, порой часами, это утомляет. Хамство и борьба локтями — вполне привычная практика, зато транспорт доступен для слепых и колясочников. С другой стороны, у каждого района свое лицо, своя атмосфера. Например, если мне надоедает дома, то я просто снимаю комнату где-нибудь, где еще не была, и наслаждаюсь новыми местами.
Странно, но здесь я разучилась просто улыбаться людям, как делала в Екатеринбурге (хотя и чувствую себя счастливее), потому что улыбка рассматривается как обещание чего-то большего. Я более критично выбираю одежду, если знаю, что буду возвращаться домой поздно и одна. Здесь точно так же могут напасть на улице и избить, чаще залезают в квартиры, крадут даже обувь. Турки в целом дружелюбны,им интересны иностранцы, хотя интерес этот часто достаточно поверхностный. По сравнению с суровыми уральскими мужчинами стамбульцы, конечно, гораздо более активны и романтичны. Во всяком случае, я нигде больше не слышала таких навороченных комплиментов.
«В России никогда бы не решилась родить троих детей»
Екатерина Сундукова-Вайзен, Германия
— Познакомилась я со своим будущим мужем в Турции, мне было всего 19. После двух лет отношений я переехала к нему в Мюнхен (я называю его Мухин). Было много сомнений — Германия меня не особенно впечатлила, по-немецки я знала пару слов. И вот оказались мы в пригороде Мухина в мааааленькой квартирке.
Выходишь из дома, и ощущение, что атомная бомба взорвалась: безмолвие, ни одной живой души. После Екатеринбурга это была катастрофа! Учила язык, подрабатывала няней — это был удар по моему самолюбию и диплому экономиста. Скоро родилась наша первая дочь Калисса. А спустя 2,5 месяца я узнала, что беременна снова… Хотелось выпрыгнуть из окна. Было тяжело, но мы безумно держались друг за друга. Бессонные ночи, его командировки, отсутствие друзей и родителей. Только мы. В то время мы уже говорили дома по-немецки. Он поддерживал меня во всем, когда я скучала по родине и ввязывалась в проблемы в Германии. Ему было нелегко с моим темпераментом и моими заскоками.
Очень сложно было найти работу. Не брали просто никуда! Двое маленьких детей, иностранка, нет опыта работы в Германии. Я поступила в университет в Мюнхене, устроилась в DutyFree на подработку. И покатилось дальше: учеба, двое детей, хозяйство… Маловато будет! Может третью ляльку заведем? Как раз доучусь, ей годик исполнится и дальше работать. Примерно в этот период жизни я четыре года не была на родине. То денег нет, то дети слишком маленькие. И все же вырвалась. Приехала в Россию, и меня просто торкнуло! Я знала, что «мое место» не в Германии, но, приехав на родину, поняла, что оно теперь и не здесь. Я как будто зависла между двумя странами,двумя менталитетами. Но постепенно я стала черпать из этого состояния плюсы: например, избавилась от суеверий типа «не вяжи во время беременности, а то ребенок запутается в пуповине», «не дари ножи», «не здоровайся через порог». Я вязала, дарила, здоровалась как хотела.
Прошла и фаза «наше лучше», через которую проходят большинство эмигрантов. А раньше тащила из России колбасу, вспоминала ягодки на бабушкиной грядке. Сейчас я живу… в замке! Сначала я занялась проектом по его продаже, но потом хозяин передумал и решил раскручивать его, как туристический объект. Мне пришлось здорово постараться, чтобы уговорить мужа переехать в Тюрингию. Но в итоге мы сдали наш дом в Мухине, собрали вещи и перебрались в средневековый замок. Очень увлекательно и романтично здесь жить и работать!
Иногда я думаю, а какой была бы моя жизнь, останься я здесь? Мне кажется, что ничуть не хуже. Единственный важный нюанс: в России я бы никогда не решилась родить троих деток. В Германии женщина с детьми очень защищена, в то время как у нас матери — очень слабое звено. Все мы знаем истории о тяжкой доле матерей-одиночек с крошечным пособием и отсутствием алиментов. Здесь иначе.
«Чужая страна не принесет любовь и удачу на блюдечке»
Ксения Опия, США
— Моя история началась после школы со знакомства с девушкой Олей, которая через много лет и сигарет сыграла огромную роль в моей жизни. Я строила свою жизнь в Екатеринбурге и очень любила этот город. А Ольга уехала в Америку на год, и вернувшись, с восторгом рассказывала о своей калифорнийской жизни. Однажды она позвонила мне по скайпу и рассказала, что ее коллега случайно увидел мои фото и очень заинтересовался. Ему не терпелось пообщаться со мной лично.
У нас случился роман! Красивый, романтичный, как в фильмах. Когда он пригласил меня приехать к нему в отпуск на месяц, я конечно сказала да. Решение остаться жить в США далось мне легко — я по натуре немного авантюристка. Мне повезло, мой мужчина каждый миг вел меня за ручку, все объясняя и показывая. Но мне было все интересно! Лишь иногда мне очень хотелось просто с кем-то поговорить, обязательно по-русски, как на кухне своей екатеринбургской квартиры. В Америке же, кроме моего мужчины, у меня не было никого.
Чем больше я здесь живу, тем больше понимаю, что люди очень заблуждаются, думая, что эмиграция сделает их счастливыми. Чужая страна даст вам огромное количество новых эмоций, а вот любовь и удачу на блюдечке не принесет. Прежде чем переехать, очень важно провести внутреннюю инвентаризацию ценностей и четко для себя понять, чего я хочу от жизни в этой стране. Лично мне просто повезло: у меня прекрасный любящий мужчина, который не посадил меня в золотую клетку, а помог адаптироваться, дает возможность развиваться. Только благодаря ему моя жизнь сейчас ничем не отличается от той, что я жила в Екатеринбурге. И переехала я только ради него — если бы он жил в Челябинске, я бы уехала туда.
Екатеринбург по-прежнему мой любимый город, и любовь к нему только крепнет на расстоянии. Я всегда с гордостью говорю, что я русская и что мой родной город Екатеринбург один из самых больших и красивых городов России. Всегда,когда прилетаю в Кольцово, на глаза слезы наворачиваются.Барабанщик «Агаты» уложил рокеров в повестьПетр Май презентовал Екатеринбургу повесть о становлении известных музыкантов.
«Слушала песни «Любэ» и плакала»
Анна Чарская-Джексон, Англия
— Я уехала из страны 13 лет назад с русским мужем, представлять в Каире интересы одного из крупных уральских промышленных предприятий. Вскоре должна была родиться дочь. Самый тяжелый год — первый, потом привыкаешь. Все было новым — язык, культура, обычаи, ощущение себя в новом качестве, отношение к тебе как к белой мадам… Ностальгия по России была жуткой. Помню, как слушала песни «Любэ», глядя на бесконечный 18-миллионный Каир, и плакала.
Судьба сложилась так, что после неудавшегося брака я решила остаться за границей, работая в маркетинге и PR. Судьба забросила меня в Париж. Ну и пыталась прижиться во Франции. Обожаю город, кухню, вина, но скажу, без знания языка очень тяжело, а по-английски практически никто не говорит. Парижане — люди своеобразные, к ним надо подстроиться.
Семь лет назад я переехала с дочерью в Англию. В новой стране пришлось опять многому научиться, прежде всего, понять людей, систему, культуру общения. Мне лично англичане нравятся. С ними легко и весело. Права женщин уважаются, и если ты не глуп и трудолюбив, найдешь место под солнцем. Пройдя очередной развод и ощутив, что, по сути, женщина в этой стране может обходиться без замужества, я решила сделать ставку на саморазвитие и карьерный рост. Сейчас я бизнес-консультант, помогаю людям строить собственный бизнес.
Я не общаюсь с русскими мужчинами уже много лет, но наблюдаю туристов на курортах. Как правило, наши мужчины угрюмые и неразговорчивые. Безусловно, это ко всем не относится. Была недавно в Екатеринбурге, не заметила особых джентльменских проявлений ни в общественном транспорте, ни в публичных местах. Общественный транспорт. Просто слов нет. Он не менялся со времен моего рождения. А маршрутки с водителями-камикадзе кроме как скотовозками назвать не могу. Неужели все так плохо в стране, что нельзя заменить все это безобразие. Очень разочаровал сервис. Извините, ребята, но нельзя клиенту не улыбаться. Очень много бюрократии, в поликлиниках все те же очереди и хамство, как в моем детстве.
Но вот что в Екатеринбурге неизменно радует, так это люди. Отзывчивые, искренние, готовые прийти на помощь в любой момент. Это очень дорогого стоит.