Найти тему

Стремление к совершенству

СЕРИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА

СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ «ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

МОСКВА 2017

Оговорка: Информация, содержащаяся в настоящем руководстве, не ставит своей целью заменить собой получение профессиональных юридических консультаций. Её основная цель ограничивается предоставлением информации общего характера.
Эта брошюра была адаптирована и воспроизведена с предварительного официального согласия Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), обладателя авторского права на оригинальную англоязычную версию, которая доступна на сайте www.wipo.int/sme/en/dokuments/guides./ В силу этого ВОИС не несет ответственности за точность и правильность адаптированной версии Публикации, т.к. эта ответственность лежит исключительно на Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

© Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) (2016 г).

© ВОИС (2003 г.)
Никакая часть настоящей публикации не может быть воспроизведена или передана в какой–либо форме или какими–либо электронными или механическими средствами без письменного согласия владельца авторского права, если только иное не разрешено законом.
Обращение

Движущей силой современной мировой экономики выступают инновации. В последние десятилетия наблюдается ускорение технологических, инновационных процессов, преобразование мировой экономики в качественно новое состояние - интеллектуальную экономку. Знания в такой экономике обладают реальной ценностью, но для их эффективной реализации необходимо создать надлежащие условия.
Интеллектуальная собственность в новых условиях становится существенным экономическим ресурсом для любого государства, помогает преобразовать знания в продукты, технологии, которые могут найти применение на рынке и принести доход как их создателю, так и организации, региону, стране.
Построение российской инновационной экономики сопряжено с рядом трудностей. Огромная проблема видится в недостаточной осведомленности субъектов хозяйственной деятельности о тех возможностях, которые дает интеллектуальная собственность. Именно интеллектуальная собственность предоставляет компаниям необходимые конкурентные преимущества, служит ориентиром для формирования долгосрочной стратегии и обеспечивает доступ на высокотехнологичный рынок.
Серия брошюр «Интеллектуальная собственность для бизнеса» предназначена предпринимателям, представителям малого и среднего бизнеса, занимающимся активной инновационной деятельностью на российском и зарубежных рынках. Брошюры посвящены вопросам охраны, использования и защиты изобретений, полезных моделей, про5
мышленных образцов и товарных знаков, необходимых сегодня для активной и успешной предпринимательской деятельности.
Что такое патент на изобретение и зачем он нужен? Что можно запатентовать, как это сделать и сколько это может стоить? Кто поможет изобретателю довести свою идею до технического решения? Что можно зарегистрировать в качестве промышленного образца, как это сделать, сколько это будет стоить и сколько времени потребуется на это? Кому принадлежат права на промышленный образец? Можно ли параллельно запатентовать техническое решение изделия и его внешний вид и надо ли это делать? Какие функции выполняют товарные знаки? Что собой представляют знаки обслуживания, коллективные знаки, сертификационные знаки, общеизвестные знаки? Как получить доход от запатентованного изобретения, промышленного образца? Как защитить свои права? Надо ли патентовать свои изобретения за рубежом и как это сделать без особых затрат сил и средств?
Информация, содержащаяся в брошюрах, будет полезна как начинающим, так и опытным бизнесменам, поскольку адаптирована к новейшему российскому законодательству и насыщены примерами из практики.

Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент)
Ивлиев Г. П.

Генеральный директор АО «Российский экспортный центр»
Фрадков П. М.
Предисловие

Это второе из серии руководств по теме «Интеллектуальная собственность для бизнеса». Его внимание сосредоточено на промышленных образцах – одном из ключевых факторов при определении успеха продукции на рынке.
Право интеллектуальной собственности относит промышленный образец к эстетическому аспекту или внешнему виду продукции. Именно он делает продукцию привлекательной и интересной для потребителей, а внешняя привлекательность является одним из ключевых соображений, которое влияет на решение потребителей отдать предпочтение именно этой, а не другой продукции.
Промышленные образцы помогают компаниям сделать их продукцию отличающейся от продукции конкурентов и укрепить фирменный имидж своей продукции. Именно поэтому обеспечение надлежащей охраны промышленных образцов является столь важным.
Настоящее руководство является введением в тему охраны промышленных образцов для малых и средних предприятий (МСП) и содержит вопросы и ответы, примеры и иллюстрации охраняемых промышленных образцов.
Варианты этого Руководства, адаптированные применительно к различным странам, могут быть разработаны в сотрудничестве с национальными учреждениями и организациями, которым для получения рекомендаций по такой адаптации, следует обращаться в ВОИС.

Всемирная организация интеллектуальной собственности


Содержание
1. Промышленные образцы
2. Охрана промышленных образцов
3. Охрана промышленных образцов за рубежом
4. Защита прав на промышленные образцы
5. Другие виды правовой охраны промышленных образцов
Приложение I
Приложение II
Приложение III


1. Промышленные образцы

ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ?
В повседневной жизни промышленный образец обычно означает внешний вид изделия в целом или его составной части.

Пример объемного образца:

Напечатано с разрешения: Villeroy & Boch /AG

О кресле говорят, что у него «хороший промышленный дизайн», если в нем удобно сидеть и нам нравится, как оно выглядит. Для бизнеса разработка нового изделия обычно означает разработку его функциональных и эстетических особенностей с учетом таких аспектов, как его реализация на рынке сбыта, стоимость изготовления или простота транспортировки, хранения, ремонта и утилизации.
Однако с точки зрения права интеллектуальной собственности,
промышленный образец касается только декоративного или эстетического аспектов изделия (Пункт 1 статьи 1352 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Другими словами, он относится лишь к внешнему виду кресла. Хотя дизайн изделия может иметь технические или функциональные особенности, промышленный образец, как категория права интеллектуальной собственности, касается лишь эстетического характера изделия, в отличие от любых технических или функциональных аспектов.

Пример плоскостного образца:

Промышленный образец актуален для широкого ассортимента изделий промышленного или кустарно–ремесленного производства и индустрии моды: от технического и медицинского оборудования до часов, ювелирных изделий и других предметов роскоши; от кухонной утвари, игрушек, мебели и бытовых электроприборов до транспортных средств и архитектурных объектов; от рисунков на ткани до спортинвентаря. Промышленный образец также важен для упаковки, емкостей и внешнего «оформления» изделий.
Пример плоскостного образца: Промышленный образец актуален для широкого ассортимента изделий промышленного или кустарно–ремесленного производства и индустрии моды: от технического и медицинского оборудования до часов, ювелирных изделий и других предметов роскоши; от кухонной утвари, игрушек, мебели и бытовых электроприборов до транспортных средств и архитектурных объектов; от рисунков на ткани до спортинвентаря. Промышленный образец также важен для упаковки, емкостей и внешнего «оформления» изделий.

Как правило, промышленный образец состоит из:
• Объемных компонентов, таких как
форма изделия,
• Плоскостных компонентов, таких как
орнамент, рисунок, контуры, линии и расцветка изделия; или
• Сочетания одного или нескольких таких компонентов.

ДИЗАЙНЕРСКИЕ РАЗРАБОТКИ В БИЗНЕСЕ

Предприятия довольно часто тратят значительное время и ресурсы для обеспечения большей художественной привлекательности своей продукции.
Новые и оригинальные промышленные образцы часто создаются для:
1. Соответствия изделий требованиям разных сегментов рынка: небольшие изменения дизайна некоторых товаров (например, часов) могут сделать их более подходящими для различных возрастных, культурных и социальных групп. Хотя основная функция часов остается той же, дети и взрослые обычно имеют различный вкус с точки зрения дизайна.
2. Создания новой рыночной ниши: в условиях конкурентного рынка многие компании стремятся создать свою рыночную нишу, предлагая дизайнерские разработки своих изделий для того, чтобы они выделялись и отличались от изделий конкурентов. Речь может идти как о таких обычных изделиях как замки, туфли, чашки и блюдца, так и о таких дорогостоящих предметах как ювелирные изделия, компьютеры и автомобили.
3. Укрепления позиции брендов: творческие разработки часто сочетаются с товарными знаками для повышения ценности бренда компании. Многие компании успешно создали или провели ребрендинг для изменения своего имиджа, делая особый акцент на дизайне изделий.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ОХРАНЯТЬ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ?

Промышленный образец придает изделию добавленную стоимость. Он делает изделие привлекательным для потребителей и даже может быть его уникальной особенностью, способствующей росту объемов продаж. Таким образом, охрана ценных промышленных образцов должна стать важнейшей частью деловой стратегии любого дизайнера или фирмы-производителя.
Охраняя промышленный образец путем его регистрации (Статья 1353 Гражданского кодекса Российской Федерации) в национальном или региональном ведомстве интеллектуальной собственности, его владелец получает
исключительное право препятствовать его несанкционированному копированию или имитации со стороны других лиц (Пункт 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Это имеет большой практический смысл, поскольку повышает конкурентоспособность бизнеса и, зачастую, обеспечивает поступление дополнительных доходов за счет одного или нескольких факторов:

Напечатано с разрешения: Victorinox Ltd.
Напечатано с разрешения: Victorinox Ltd.

Зарегистрировав промышленный образец, вы можете препятствовать его копированию или имитации конкурентами и тем самым укрепить свою конкурентоспособность.
• Регистрация ценного промышленного образца способствует получению
справедливой прибыли от инвестиций в создание и маркетинг соответствующей продукции и тем самым повышает ваши доходы.
• Промышленные образцы – это
деловые активы, которые могут увеличить коммерческую ценность компании и ее продукции. Чем более успешным является промышленный образец, тем более высокой является его ценность для компании.
• Охраняемый образец также может быть
лицензирован (или продан) другим лицам за определенное вознаграждение. Выдавая лицензии на такой промышленный образец, вы можете выйти на рынки, которые в ином случае были бы для вас недоступны.
• Регистрация промышленных образцов поощряет
добросовестную конкуренцию и честную торговлю, что в свою очередь стимулирует производство широкого ассортимента эстетически привлекательной продукции.

Причины охраны образцов в странах Европейского Союза:Предотвращение копирования
70,0%
Корпоративная политика
23,4%
Стремление опередить конкурента
20,3%
Престиж компании
10,1%
Предотвращение введения публики
в заблуждение
6,5%
Иные
5,8%
Источник: OHIM, Prospective Study about the Design Registration Demand at a European Union Level (2002).

ПРОЛЬЕМ СВЕТ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ

Хотя функциональные элементы лампы, как правило, существенно не различаются в разных видах продукции, ее внешний вид, по–видимому, является одним из важнейших элементов, определяющих ее успех на рынке. Именно поэтому реестр промышленных образцов во многих странах имеет длинный перечень дизайнов таких изделий домашней утвари как лампы.

Напечатано с разрешения: Nemo S.p.A.
Напечатано с разрешения: Nemo S.p.A.

Весь текст статьи

Alexey Nikolev Intellectual Studio (ANIS)

Услуги патентного поверенного