20 июня на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоится концерт международного проекта Never Group. Во главе его стоит русский альт-саксофонист из Санкт-Петербурга, который уже много лет живёт в Лондоне и среди европейских джазовых музыкантов известен как Zhenya Strigalev (Женя Стригалёв). Новый ансамбль Стригалёва пришёл на смену его успешному проекту Smiling Organizm, о котором он, в частности, рассказывал в интервью бумажному «Джаз.Ру» в 2013 г. А о новой группе он рассказывал нам следующее:
Never Group (дословно «Группа Никогда» — Ред.) — это результат опыта организации туров, размышлений и впечатлений от работы с различными музыкантами. У этого названия может быть много значений, но главная идея в том, чтобы не повторяться. Словом, Never Group — это группа, которой ещё никогда не было и которая каждый раз звучит по-новому.
Петербуржец Стригалёв в начале 2000-х оказался в Великобритании и в 2007 окончил ведущее музыкальное учебное заведение Лондона, предлагающее программу джазового образования — Королевскую академию музыки. С тех пор, интенсивно работая на британской и международной джазовой сцене, он завоевал аудиторию самых известных сцен от Лондона до Нью-Йорка. К настоящему времени Женя успел поработать с ведущими джазовыми музыкантами мира и выступить на авторитетных джазовых фестивалях в России, Финляндии, Чехии, Австрии, Польши, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Германии, Перу, Чили… В числе его партнёров по сцене — мировые звёзды весьма широкого стилистического диапазона: трубач Амброуз Акинмусире, пианисты Аарон Паркс и Роберт Митчелл, контрабасисты Уильям Паркер и Ларри Гренадир, перкуссионист Хамид Дрейк, барабанщики Эрик Харланд и Крис «Дэдди» Дейв, бас-гитаристы Фоли (Джозеф Маккрири-мл.) и Тим Лефёбр. Растущий творческий уровень Стригалёва успели оценить критики. Альбом «Robin Goodie» (2015) был назван старейшим американским джазовым журналом DownBeat одной из лучших записей года, а британская газета Telegraph определила его композиции как «объединяющие джазовый мелодизм, басовые фанк-мотивы и очаровательную эксцентрику» — см. посвящённое этому альбому интервью «Джаз.Ру» в сетевой версии нашего издания (2016).
Как думаете, чего не хватает русским музыкантам для того, чтобы стать заметными в мировом джазе — как вы, например, или другие джазмены, кто жил в России, но добился успеха лишь после переезда в другую страну?
— А я скажу, чего не хватает! Не хватает, скорее всего, информации, потому что мало интересных музыкантов приезжает. Либо приезжают имена (скажем, Маркус Миллер), либо певицы. А так — ансамблей из Америки, или Европы, которые пытаются копать, что-то придумывать — не так уж много приглашают, потому что никто не знает, будет ли народ в зале. Видимо, ещё и мест нет подходящих, чтобы там было что-то среднее между филармонией и джазовым клубом. Ведь даже пассивное слушание — оно важно, люди приобщаются, у разных музыкантов появляется возможность воспитать свою аудиторию, за счёт чего происходит развитие и музыки, и слушателей. Людям тоже стрёмно приходить на концерт и не понимать, что происходит. Поэтому чаще всего клубы предпочитают не рисковать и зовут ансамбли, которые соберут кассу. И так происходит везде.
Но, несмотря на различные трудности, в России есть высококлассные музыканты. Например, в 2014 году я играл в «Эссе» с Яковом Окунем (рояль), Макаром Новиковым (контрабас), Сашей Машиным (барабаны) и Сергеем Головнёй (саксофон), и у нас было полное взаимопонимание.
ВИДЕО: Zhenya Strigalev "Wondering About Swing"/ "Размышляя над свингом", Москва, 2016
Стригалёв - альт-саксофон, Алексей Иванников - ф-но, Владимир Черницын - бас, Саша Машин - барабаны
Критики называют вас музыкантом мирового класса. Простым людям вы сразу запоминаетесь сначала тем, как держите инструмент, потом необычной манерой исполнения. А что вы сами думаете о себе?
— Что я про себя думаю? Даже не знаю. Я занимаюсь каждый день, развитие, как мне кажется, есть — что хорошо. Но когда слушаешь Сонни Роллинза, конечно, понимаешь, что ещё надо работать, да… И дело больше касается даже не техники, а глубины звучания и понимания цели твоей музыки. На данный момент для меня цель — импровизировать, не играя шаблонные фразы, и реагировать на всё, что происходит на сцене. Моментально. Мне кажется, сейчас я лучше, чем был, но есть куда двигаться. Ведь идея в том, чтобы никогда не достичь тупика.
Never Group будет играть авторскую музыку с нового альбома «Блюз для Мэгги» (Whirlwind Recordings, 2018). В составе, который приезжает в Санкт-Петербург, кроме самого Стригалёва (альт- и сопрано-саксофоны, живая электроника) — басист Люкес Кёртис, барабанщик Обэд Калвэйр и гитарист Федерико Даннеманн (на альбоме записан другой состав, из которого в Петербурге со Стригалёвым окажется только гитарист).
ВИДЕО: Never Group исполняет авторскую пьесу Жени Стригалёва «Not Upset» в клубе Paradox, Тилбург, Нидерланды, 2017
35-летний Лукес Кёртис (Luques Curtis, Нью-Йорк, США) начал с фортепиано и перкуссии перед тем, как перейти на контрабас, который он изучал в Академии исполнительских искусств города Хартфорд, штат Коннектикут. Ещё в школе он изучал афро-карибскую музыку, занимаясь у басистов Энди Гонсалеса и Джо Сантьяго. Благодаря таланту и усердным занятиям Кёртис получил полную стипендию в старейшей джазовой школе США — колледже Бёркли в Бостоне. Сейчас он живёт в Нью-Йорке и гастролирует по всему миру с Эдди Палмиери, Брайаном Линчем, Ралфом Петерсоном, Кристианом Скоттом, Шоном Джонсом и другими современными мастерами джаза. Его игра звучит на альбоме Брайана Линча и Эдди Палмиери «Simpático», который получил премию Grammy за 2007 г. как «Лучший альбом латин-джаза». В 2016 г. в опросе критиков журнала DownBeatКёртис был назван «восходящей звездой» в басовой категории.
36-летний Обэд Калвэйр (Obed Calvaire, Нью Йорк, США) — многократный номинант Grammy, один из самых востребованных барабанщиков своего поколения, универсальный музыкант, который играет джаз, блюз, рок и фанк. Среди тех, с кем он выступал — Уинтон Марсалис, Данило Перес, Бобби Уотсон, Марк Мёрфи, Стефон Харрис, SFJazz Collective, Village Vanguard Orchestra, Mingus Big Bandи Bob Mintzer Big Band; два года он был участником ансамбля тромбониста Стива Турре.
Федерико Даннеманн (Federico Dannemann, Сантьяго, Чили). Живущий в Чили 39-летний аргентинский гитарист, композитор, аранжировщик и преподаватель окончил Университет Чили и после успешного тура в Великобритании в 2004 г. получил полную стипендию для дипломированного специалиста в Королевской академии музыки. В 2006 он был одним из финалистов гитарного конкурса в рамках джазового фестиваля в Монтрё, Швейцария. Он — лауреат главной чилийской музыкальной награды, премии Altasor, участник ведущих джазовых фестивалей Южной Америки, выступал с всемирно известными джазменами, среди которых барабанщик Питер Эрскин и «русский посланец джаза» — трубач Валерий Пономарёв (экс-Art Blakey Jazz Messengers). Среди его партнёров — артисты далеких от джаза жанров: Чико Сезар, Мерседес Соса и Шакира.