По мнению некоторых источников, 6 июня 1749 года родился Хосе де Рибас, известный у нас как Иосиф (или Осип) Михайлович Дерибас… надо сказать, точная дата остаётся неочевидна – как, впрочем, и год (называют 1751-й – и так далее, вплоть до 1754-го). Ясно одно – дело было в Неаполе (по тем временам – самостоятельном королевстве). Но – по порядку.
…О родителях будущего русского адмирала известно, что отец его, знатный каталонец Мигель де Рибас-и-Буйенс, служил маршалом – а матерью была Маргарет Планкетт «из благородной ирландской фамилии Дункан». Потому образование в юности Джузеппе получит наилучшее. (Например, он станет настоящим полиглотом, владея, помимо мёртвой латыни, пятью живыми современными европейскими языками – итальянским, испанским, английским, французским, немецким… Ска́жете – чего удивительного, учитывая происхождение и место жительства?.. Пожалуй – но вскоре Осип выучит русский, так и не поддавшийся многим успешным на отечественной службе иностранцам!..)
…Службу эту подпоручик неаполитанской гвардии начнёт в семнадцать – произведя впечатление на Алексея Орлова. (По пути в Чесменскую бухту, тот заглянул в Ливорно). Вскоре новоиспечённый волонтёр примет участие в историческом сражении – причём, на одном из брандеров, фактически, решивших исход боя. …Одновременно (а может – и в первую очередь) он занят выполнением неких дипломатических поручений. (Причём – двусторонних, поскольку Неаполь вскоре присваивает Джузеппе майорское звание, а граф Чесменский, в свою очередь, доверяет ответственную миссию – сопровождать из Лейпцига на родину десятилетнего Алексея Бобринского – внебрачного сына императрицы и Григория Орлова). По исполнении, Иосиф не только будет, наконец, принят на русскую службу (капитаном – с принятым по тем временам понижением… Вот же великодержавная гордыня… не будь её – через какие-то десять лет к нам благополучно нанялся бы поручик Буонапарте!..) Но мы отвлеклись…
…Майорское звание Дерибас вскоре вернёт – успев повоевать с турками под командой Румянцева; затем – приняв участие в операции по отлову самозванки княжны Таракановой; и, наконец, – получив назначение цензором Шляхетского кадетского корпуса. (То есть – снова став воспитателем определённого в это заведение Бобринского… тот, правда, вскоре в опекуне разочаруется… мол, требовал от подчинённых «соответствовать» – а сам жил в своё удовольствие… Кто сказал, что «двойные стандарты» – изобретение современности?..) Тем не менее, как раз в эти времена наш герой успевает произвести благоприятное впечатление на куратора учебных заведений и, по совместительству, личного секретаря императрицы Ивана Бецкова – вскоре испанец женится на внебрачной дочери вельможи, камер-фрейлине Анастасии Соколовой. Скромную свадьбу почтят своим присутствием сама императрица, наследник Павел Петрович и князь Потёмкин!.. На следующий год Дерибас обзаведётся уже собственным внебрачным сыном (Иосиф Иосифович Сабир (то есть: «Рибас» наоборот; такой вот хитрый шифр) – впоследствии дослужится до генерал-майора; его отдалённым потомкам Николай II успеет даровать право на фамилию Сабир-де-Рибас).
…Существует мнение, что матерью Иосифа-младшего стала именно Екатерина II!.. (Во всяком случае, другая кандидатка неизвестна… через полтора года императрица награждает нашего героя Мальтийским орденом (одним из двух, переданных русской царице Великим магистром). Спустя три недели он получает подполковника – а менее чем через месяц рождается уже законная дочь, Екатерина… само собой – названная в честь императрицы, которая, заметим, лично принимала роды…
…В 1783-м (успев побывать в кратковременном отпуске «по Европам») Дерибас (не то – по собственному желанию, не то – по монаршей воле) отправляется на юг, под команду Потёмкина… Как раз вовремя – происходило присоединение Крыма; наш герой получает сразу два назначения: формальное – в кавалерию, и фактическое – дежурным офицером при штабе. (Первая должность сведёт его с Суворовым; во второй Дерибас станет сначала полковником, а вскоре – бригадиром). Между тем, началась очередная война с Турцией…
…Именно здесь неаполитанский кастилец надолго обретает себя в водной стихии!.. Получив под начало несколько канонерок (то есть – беспалубных баркасов с одной пушкой) Дерибас сначала берёт укреплённый остров Березань, а затем – участвует в блокаде Очакова, которая завершится победным штурмом… Уже генерал-майором (в контр-адмиралы его переименуют по окончании этой кампании, почти через четыре года) – наш герой обращается к Потёмкину с очередным рацпредложением – поднять и приспособить для своих нужд затопленные ранее турецкие галеры… Таврический даёт добро… и отправляет Дерибаса в пехоту – причём, командовать передовым отрядом!.. Так будущий адмирал оказывается у стен крепости Хаджибей…
P.S. …взятие которой (а особенно – последующие события) увековечат его имя. Но об этом – в другой раз; пока же заметим – есть мнение, что годом спустя падение Измаила обеспечит именно Дунайская флотилия, потопив несколько сотен турецких кораблей и выбив береговые батареи… Во всяком случае, план штурма представит Суворову именно Дерибас; он же будет командовать основной колонной, вести переговоры – и лично примет капитуляцию. Александр Васильевич без экивоков именовал Дерибаса Дунайским Героем – «…как принявшего в штурме Измаила самое большое участие». С другой стороны – императрица пожалует ему «всего лишь» шпагу с бриллиантами и восемьсот душ крепостных; сам Суворов станет одиннадцатым по счёту подполковником Преображенского полка – а вот главнокомандующий, светлейший князь Потёмкин-Таврический, получит расшитый алмазами фельдмаршальский мундир… Впрочем, это – совсем другая история.