Найти тему
Orbis

Мем как новые медиа

Оглавление
Одним из первых слово «мем» вводит английский биолог Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген». «Мемом» ученый называет «единицу передачи культурного наследия» или «единицу имитации» . Интересно, что мем, передающийся от человека к человеку, по мысли Докинза, аналогичен гену, распространяющемуся в генофонде. 

В качестве примеров мемов, Докинз приводит модные слова и выражения, идеи, мелодии, способы сооружения арок или варки похлёбки, то есть, фактически, любую культурную информацию. Интернет-мем же включает в себя картинки (например, Facepalm – изображение лица, закрытого одной рукой), слова и выражения («то чувство, когда…»), цитаты из фильмов или сериалов («…, Карл!» из сериала «Ходячие мертвецы»), высказывания знаменитостей («Just Do It», «денег нет, но вы держитесь»), видеоролики (различные coub), аудиозаписи (песня «We are Number One») и т.д. Всё это распространяется очень быстро в интернет-пространстве. Определённый мем становится популярным на какой-то период времени, а затем он сменяется новым, более актуальным. 

Популярность, актуальность и острота интернет-мема привели к тому, что во многих СМИ его начали использовать как дополнение к сообщению. Например, сообщество «Лентач», отделившееся от известного российского интернет-издания Lenta.ru, активно использует мемы, как дополнительные иллюстрации к новости. Другой пример – канал российского актёра и телеведущего Сергея Дружко «Druzhko Show» на YouTube, где существует даже специальная рубрика «Биржа Мемов». Именно благодаря этому каналу, в 2017 году появился популярный мем «хайпанём немножечко». 

Подобные медиаплатформы имеют большое количество подписчиков, ведь мем в соединении с новостным сообщением позволяет потребить информацию намного быстрее, так как она находится внутри мема в сжатом формате. В современном, перенасыщенном информацией мире, подобная эвристическая операция имеет колоссальное значение. Кроме того мем, как явление, способное критиковать и высмеивать, в какой-то степени претендует на некую объективность, потому что ничего не превозносит. Мем с одинаковой степенью силы высмеивает религиозных фанатиков наравне с атеистами. 

Вот что пишет исследователь Максим Алюков о том, чем является мем: «…мем является структурно необходимым инструментом. Мем — это ответ на вопрос о бедности внимания и богатстве информации, он худо-бедно позволяет осуществлять коммуникацию в мире плотного информационного критического шума, поскольку: 
· Выделяет информацию через ее сгущение и уплотнение в картинке, коллаже или фразе;
· Привлекает к ней внимание за счет функции остроты. […] Мем — это ответ субъекта на перенасыщенность, гиперчувствительность и одновременно гиперанестезию медиапубличности, в которой консервативный тезис неотличим от критического. […] Он оказывается новым критическим высказыванием…».

Таким образом, мем мы рассматриваем как новые медиа, являющиеся посредником между информацией и получателем этой информации. Такие медиа упрощают получение сообщения и часто критикуют, за счет чего эффективнее привлекают внимание потенциального потребителя информации. 

Функции интернет-мемов в политическом пространстве

-2
Мемы группы «Он вам не Димон».

«Димон! Ты что как не пацан?!», - такую фразу произносит лирический герой (воображаемый Владимир Путин) в адрес другого лирического героя (воображаемого Дмитрия Медведева) в стихотворении писателя Д. Л. Быкова «Тандем в России больше, чем тандем». Стихотворение появилось в 2011 году, а в 2013 Наталья Тимакова, бывший пресс-секретарь Президента Российской Федерации, высказала следующее замечание: «Я не понимаю людей, которые, условно, в Facebook пишут: "Ну, Димон, ты молодец, зажег". Он вам не "Димон". Он - председатель правительства. Необязательно называть его Дмитрием Анатольевичем, но можно хотя бы Дмитрий и на вы? Это правила хорошего тона» (Newsru.com, 2013). С этого момента прозвище «Димон» прочно прикрепилось к Дмитрию Медведеву. 

Как уже было сказано выше, фильм Алексея Навального приобрёл огромную популярность. Однако такого результата ролик добился не только из-за своего масштабного расследования - главную роль в распространении фильма сыграли мемы, в которых пародии на фразу «Он вам не Димон» сочетались с мемами о результатах расследования. Такие интернет-мемы стали вирусными, что обеспечило большое количество просмотров фильма на YouTube в рекордно короткие сроки. 

С этого момента Медведев стал центральной фигурой создания мемов. Почти каждое его высказывание грозило стать шуткой (как с «принципом компота»). Ситуация усугублялась ещё и тем, что власти не спешили комментировать фильм или вообще хоть как-то реагировать. А когда это всё-таки случилось, то комментарий быстро превратился в обвинение: Навального обвинили в преследовании «политических целей» и в связи с некими «частными спонсорами». В результате многочисленных обвинений и появился мем «Блэд Нэвэльный».

-3
Группа мемов про митинги и протесты. 

Эта группа включает в себя мемы, появившиеся после 26 марта и 12 июня - даты проведения протестов. Они идентичны по своему посылу, поэтому мы объединили их в одну группу, несколько нарушив хронологию. 

Очень часто такие интернет-мемы показывают конфликт между протестующими и полицией - существенная доля мемов посвящена иллюстрированию того, как людей задерживают за участие в протестном движении. В их центре всегда какой-нибудь непосредственный участник событий, отличившийся необычным лозунгом, плакатом или позой. Преимущество отдаётся мемам, внутри которых фигурируют подростки или дети. 

-4

Интересно, что мемы внутри этой группы также можно разделить по тематике на микро-группы. Например, мемы про участие детей/подростков в акциях, мемы про аресты и автозак, мемы про «сборы» (подготовку) на митинг, мемы про реакцию Путина на протесты и т.д. Но самое главное - то, что все эти мемы напрямую ориентированы на человека, в том смысле, что они создаются людьми, которые находились на месте событий. 

Это не значит, что у этих мемов есть конкретные авторы - только участники событий. Наоборот, у мема, как правило, нет создателя, и поэтому мем становится собственностью каждого. Он - коллективная собственность. И даже если человек не присутствовал на митинге, посредством мема он как бы переносится, телепортируется в гущу событий, становится их непосредственным участником. И с этого момента он так же может воспроизводить мем, потому что ему дали необходимые знания. Следуя от мема к мему, воспроизводя всё новые и новые смешные картинки, образуется некая самопроизводящаяся сеть, которая связывает между собой огромное количество людей, которые понимают друг друга на мета-уровне, потому что смеются над одним и тем же. Это доказывает и тот факт, что на самих митингах многие люди использовали плакаты с интернет-мемами.

Таким образом, мемы связывают огромное количество людей в единую сеть, донося конкретную новость до каждого из них, побуждая создавать всё новые и новые мемы. Из виртуальной реальности мемы вышли в реальную реальность, обрели тело. Они стали полноправными участниками событий, имеющими возможность и силы действовать в политической сфере. 

-5

Продуктная логика мема

Итак, мем - посредник между новостным сообщением и его потребителем. Он отличается от других медиа тем, что содержит в себе информацию в сжатом виде, что упрощает её восприятие. В основе политического мема - критика, посредством которой мем обращает внимание на проблему, требуя её решения. Конечно, не любой мем действительно является таковым - большое количество интернет-мемов создано исключительно ради шутки, они политически, идеологически нейтральны. 

Однако и эти «нейтральные» мемы - лишь реакция на политическое действие. Мем смеётся над тем, что уже случилось, будь то событие или чей-нибудь поступок. И в этом смысле, его влияние не может быть отрицательным, потому что невозможно уничтожить то, что уже было уничтожено. 

Мемы могут выполнять различные функции в политической среде: способствовать распространению определённой информации, быть способом политического воздействия и формой политического участия, организовывать и привлекать внимание граждан к общественным проблемам, а также быть способом выражения политических идей. 

Благодаря мему «обсуждение» политики становится более доступным. Агитация, пропаганда, принадлежность к партии - политическое взаимодействие перестало ограничиваться такими строгими рамками. Теперь формой политической коммуникации становится смех и популярная культура.

Соединившись, культура и политика рождают мем - продукт их взаимной интеграции. Иногда они пытаются отделиться друг от друга, но и тогда на свет тоже появляется новый мем. Однако именно первичная смесь политики и культуры обеспечивает ему популярность и интерес; именно поэтому мемы о Навальном были такими вирусными. Рождение мема - символ того, что политическая и культурная сферы общественной жизни превращаются в единое целое, а отделить их становится всё труднее. 
Возможно, явление мемов говорит нам о том, что на эти две сферы необходимо смотреть через призму друг друга. В любом случае, интеграция уже произошла, но неизвестно, каким будет конечный результат такого смешения 

Не забудьте поставить "Понравилось"/ "Не понравилось", тем самым вы поможете руководству ориентироваться в тематике, которую предпочитает аудитория.

Автор: Анастасия Нагорнова

Редактировал: Владимир Кибукевич

Оригинал: Orbis