Найти в Дзене

С. ШВЕЦОВ: «Появление поведенческого надзора связано с диджитализацией финансовых услуг»

Такое заявление сделал в рамках своего выступления на Международном финансовом конгрессе (МФК-2018) Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов.

Мы всегда утверждали, что цель развития финансового рынка — это повышение качества жизни гражданина за счет использования финансовых продуктов. Но здесь можно привести аналогию с лекарствами: какие-то из них, принимаемые в правильной пропорции, улучшают здоровья человека, а какие-то могут его ухудшить. То же самое и с финансовыми активами: они должны предоставляться потребителю с учетом его интересов и возможностей, и финансовые услуги должны быть качественными.

Мисселинг — это явление, которое говорит об обратном, в данном случае мы сталкиваемся с приобретением человека продуктов, которые не отвечают его ожиданиям. Почему возникают подобные прецеденты? - По разным причинам: клиент мог понять продавца неправильным образом, продавец мог не донести до покупателя всю необходимую информацию и т. д. Причем он мог сделать как это неосознанно, так и вполне сознательно, то есть намеренно схитрить, рассказывая потенциальному покупателю о том или ином продукте. Наша цель — в том, чтобы создать систему, в которой риски возникновения прецедентов мисселинга были бы сведены к минимуму.

Можно, конечно, к решению подобных проблем подходить по американской модели: ты, как потребитель, подписал договор, твои проблемы, что ты чего-то в них не понял, на что-то не обратил внимание и т. д. Но надо понимать, что и ЦБ как регулятор рынка, и банки, и некредитные финансовые организации заинтересованы в лояльных клиентах. А лояльность не может возникнуть, если мы будем оставлять потребителей один на один с последствиями мисселинга, понимая при этом, что его шансы отстоять свои интересы в суде крайне невелики.