Общие понятия.
Письменность - это набор или совокупность знаков, делающие реальным сохранение отдельных высказываний и текстов (или: рукописных и печатных произведений и документов) в «неголосовом» («невербальном») режиме - то есть при помощи "письма".
Письмо - это тот или иной тип письменности, её алгоритм.
Обычно рассматриваются три главных типа письма, исторически сменявших друг друга (я имею в виду не отдельные конкретные письменности как, повторяю, наборы тех или иных знаков, а весь процесс развития письменности как явления в целом):
- пиктография
- идеография
- фонография
Термином «пиктография» обозначается такое письмо, знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки («картинки»), наглядно изображающие предметы и явления.
С помощью определённых последовательностей таких знаков (то есть конкретных или стилизованных рисунков) можно передавать сообщения о тех вещах и явлениях, которые могут быть изображены знаками. Однако вследствие своего несовершенства, «неполного соответствия функции», пиктография со временем утратила своё значение.
Термин «идеография» в свою очередь соответствует такому письму, знаки которого («идеограммы» или «логограммы») настолько далеко «графически» отошли от рисунка, что передают уже не внешний вид описываемого «предмета», а значение слова, его обозначающего. Хорошим примером идеограммы являются цифры и арифметические знаки. Эти (и подобные) знаки являются весьма совершенными идеограммами. Каждый из них ничем не напоминает «передаваемый» предмет: цифра «3», например, считается непохожей на реальное количество, передаваемое словом «три» (но читайте https://yadi.sk/i/JObZmmj-ccKPP), знак деления «:» не похож на реальное действие, обозначаемое глаголом «делить», и т.д.
Но идеография имеет и явные достоинства. Прежде всего, идеографическое письмо достаточно полно передаёт содержание любого словесного сообщения - независимо от степени его конкретности или отвлечённости. Кроме этого, при помощи идеографии передаются (хотя и неполно) элементы структуры высказывания (словопорядок, словесный состав, некоторые грамматические формы и т.д.).
Далее, идеографическое письмо пользуется строго фиксированными, устойчивыми по начертанию наборами знаков. По мере своего развития идеография становится всё более приспособленной для передачи не только целых слов, но и их частей. Так, в идеографическом письме постепенно появляются элементы письма фонографического (см. далее).
Разновидностью идеографии является «иероглифика».
Иероглифы - это идеографические знаки, в начертании которых (или: их составляющих) может быть прослежено некоторое, хотя бы и символическое, сходство с изображаемым предметом, а соответственно, с некой долей вероятности может быть прослежена и история их создания.
Идеография оказалась довольно устойчивой системой письма, а у некоторых народов она существует и до сих пор (китайцы, японцы и пр.). В известной мере это объясняется тем, что идеографическое письмо всё же имеет некоторые преимущества перед сменившим его фонографическим.
Так, с помощью одних и тех же идеограмм («условных картинок») люди, говорящие на разных языках, могут общаться, даже не зная языка друг друга! Ведь идеограмма передаёт значение слова, а не его звучание. Например, идеограмма «кирпич» (знак «Стоп!») понятна всем и везде (хотя самó это слово может в разных местах произноситься по-разному)!
И арифметическая запись «5+9=14» будет понятна в разных странах носителям разных языков - а вот если это же самое содержание передать средствами звукового, а не «изобразительного» письма (то есть буквами), то взаимопонимание исчезнет.
Другое преимущество идеографии - её компактность. Одним знаком можно передать целое слово, для обозначения которого в фонографической (буквенной) системе письма знаков требуется несколько.
В фонографической системе письма знаки (фонограммы) передают звуковые элементы слова - т.е. звуки (фонетическое письмо) или слоги (силлабическое письмо).
Фонография имеет очевидные преимущества перед идеографией - и тем более перед пиктографией, поскольку хорошо развитая идеографическая система письма насчитывает обычно тысячи знаков, тогда как современные фонографические системы письма (азбуки или алфавиты) насчитывают всего лишь по нескольку десятков знаков (букв). Таким образом достигается огромная экономия сил и времени, затрачиваемых на освоение человеком грамоты. Фонография обеспечивает точную фиксацию не только содержания высказывания, но и всех элементов его структуры (в том числе и элементов грамматических).
Знакомясь с типами письма, нужно помнить, что ни один из них не существует в «чистом» виде. Пиктография несёт в себе зачатки идеографии (которая в ней и зарождается). Идеография в свою очередь сохраняет многочисленные следы пиктографии и имеет элементы фонографии. Фонография совмещается в письменных текстах как с идеограммами - цифрами, математическими знаками, символикой химии и физики и т.д., так и с пиктограммами (в частности, в текстах по компьютерной тематике).
Термином «графика» обозначается раздел науки, в котором изучается начертание знаков/букв и соотношение между буквами и звуками. «Графикой» называют также алфавиты различных языков.
Минимальным знаком каждой системы письма, выражающим отношение соответствующей единицы языка (звука) к её графическому отображению, является графема. Например: буква (передающая звук) - в фонетическом письме, графический символ (передающий слог) - в силлабическом письме, иероглиф - в идеографическом письме.