Найти тему
История: факты и мифы

Секреты советской индустриализации

В 1930-е годы все крупные предприятия в Советском Союзе строились при помощи западных специалистов, а всё важнейшее оборудование закупалось в США, Германии и других буржуазных странах.

ДнепроГЭС

Строительство ДнепроГЭС 1929 год.
Строительство ДнепроГЭС 1929 год.

Гордость советской программы ускоренной индустриализации — огромная гидроэлектростанция на Днепре — спроектирована и построена при непосредственном участии десятков инженеров из США. Генераторы и турбины также были поставлены американскими компаниями. Ещё часть оборудования (например, трансформаторы) была привезена из Германии.

«Магнитка»

За проектирование и строительство Магнитогорского металлургического комбината отвечала фирма Arthur McKee Company из США. По сути, «Магнитка» была увеличенной копией завода корпорации U.S. Steel в штате Индиана. Немецкой компанией AEG строилась электростанция комбината, а наладкой огнеупорного производства занимались сотрудники Krupp & Reismann (Германия). Горнорудное оборудование поставила британская компания Traylor.

Строительство Магнитогорского металлургического комбината, 1930 год.
Строительство Магнитогорского металлургического комбината, 1930 год.
800 иностранных специалистов было приглашено в СССР для работ на строительстве и запуске Магнитогорского комбината.

Сталинградский тракторный

Проектированием одного из самых крупных тракторных советских заводов занималась компания известного американского архитектора Альберта Кана. Предприятие было полностью построено в Соединенных Штатах, затем завод был разобран и перенесен в СССР, где за полгода собран при наблюдении американских инженеров. Конечно, всё оборудование также доставлено из Америки.

Американские специалисты на Сталинградском тракторном заводе
Американские специалисты на Сталинградском тракторном заводе

Чёрный среди белых. Самым известным специалистом оказался Роберт Робинсон, который оставался в СССР до 1975 года, успев сняться в двух фильмах.

Роберт Робинсон
Роберт Робинсон

АЗЛК и ГАЗ

Договор о строительстве в СССР автомобильного завода был заключён с корпорацией Ford. Американские инженеры воссоздали в Москве и Нижнем Новгороде копии своих производств в Детройте. Первыми моделями, которые сошли с конвейера в начале 1930-х годов, закономерно оказались легковой автомобиль Ford-A и грузовой Ford-AA (хотя и под другими названиями).

Ford AA 1929 года
Ford AA 1929 года

Без настоящей крыши. Запущенный в производство в Москве Ford-A не имел закрытого кузова. Вскоре выяснилось, что в природных условиях СССР такой тип автомобиля очень неудобен.

Первые советские автомобили были точными копиями западных транспортных средств.

Народный бренд. Советским людям американский Ford-AA более известен как легендарная полуторка.

Уралмаш

Круг для метро на Уралмаше
Круг для метро на Уралмаше

Одно из крупнейших советских машиностроительных предприятий, начавшее работу в 1933 году, было почти целиком оснащено оборудованием, закупленным в западных странах. В частности:
парогидравлические прессы произведены немецкими фирмами Hydraulik, Schloemann и Wagner;
чугунолитейный цех работал на оборудовании от фирмы Krigar;
пескоструйные камеры и пилы производства Mars-Werke;
загрузка шихты проводилась по кранам английской компании Sheppard;
в сталелитейном цехе находились электропечи фирмы AEG.

300 станков из 337 из механического цеха были приобретены за границей.

© Михаил Эпштейн

Поддержите канал — подписывайтесь и ставьте лайк.