В 1930-е годы все крупные предприятия в Советском Союзе строились при помощи западных специалистов, а всё важнейшее оборудование закупалось в США, Германии и других буржуазных странах.
ДнепроГЭС
Гордость советской программы ускоренной индустриализации — огромная гидроэлектростанция на Днепре — спроектирована и построена при непосредственном участии десятков инженеров из США. Генераторы и турбины также были поставлены американскими компаниями. Ещё часть оборудования (например, трансформаторы) была привезена из Германии.
«Магнитка»
За проектирование и строительство Магнитогорского металлургического комбината отвечала фирма Arthur McKee Company из США. По сути, «Магнитка» была увеличенной копией завода корпорации U.S. Steel в штате Индиана. Немецкой компанией AEG строилась электростанция комбината, а наладкой огнеупорного производства занимались сотрудники Krupp & Reismann (Германия). Горнорудное оборудование поставила британская компания Traylor.
800 иностранных специалистов было приглашено в СССР для работ на строительстве и запуске Магнитогорского комбината.
Сталинградский тракторный
Проектированием одного из самых крупных тракторных советских заводов занималась компания известного американского архитектора Альберта Кана. Предприятие было полностью построено в Соединенных Штатах, затем завод был разобран и перенесен в СССР, где за полгода собран при наблюдении американских инженеров. Конечно, всё оборудование также доставлено из Америки.
Чёрный среди белых. Самым известным специалистом оказался Роберт Робинсон, который оставался в СССР до 1975 года, успев сняться в двух фильмах.
АЗЛК и ГАЗ
Договор о строительстве в СССР автомобильного завода был заключён с корпорацией Ford. Американские инженеры воссоздали в Москве и Нижнем Новгороде копии своих производств в Детройте. Первыми моделями, которые сошли с конвейера в начале 1930-х годов, закономерно оказались легковой автомобиль Ford-A и грузовой Ford-AA (хотя и под другими названиями).
Без настоящей крыши. Запущенный в производство в Москве Ford-A не имел закрытого кузова. Вскоре выяснилось, что в природных условиях СССР такой тип автомобиля очень неудобен.
Первые советские автомобили были точными копиями западных транспортных средств.
Народный бренд. Советским людям американский Ford-AA более известен как легендарная полуторка.
Уралмаш
Одно из крупнейших советских машиностроительных предприятий, начавшее работу в 1933 году, было почти целиком оснащено оборудованием, закупленным в западных странах. В частности:
• парогидравлические прессы произведены немецкими фирмами Hydraulik, Schloemann и Wagner;
• чугунолитейный цех работал на оборудовании от фирмы Krigar;
• пескоструйные камеры и пилы производства Mars-Werke;
• загрузка шихты проводилась по кранам английской компании Sheppard;
• в сталелитейном цехе находились электропечи фирмы AEG.
300 станков из 337 из механического цеха были приобретены за границей.
© Михаил Эпштейн
Поддержите канал — подписывайтесь и ставьте лайк.