В 1949 г. была создана полноприводная машина ЗИС‑110Ш («штабной). Она предназначалась для высшего командного состава Красной Армии. Ведущие мосты и раздаточная коробка были позаимствованы у автомобиля Dodge WC51 («Додж 3/4»), поставлявшегося в СССР по ленд-лизу, а форсированный двигатель со сцеплением и коробкой передач — у бронированного ЗИС-115. От него же были взяты и колеса большего размера. Так как спереди установили балку ведущего моста, то передняя подвеска машины стала зависимой, на продольных рессорах. Для улучшения ходовых качеств в заднюю подвеску добавили стабилизатор поперечной устойчивости.
Внешне ЗИС-110Ш можно было легко отличить от других модификаций ЗИС-110 за счет более толстого порога и, соответственно, дополнительного (второго) молдинга по низу машины, установленного над этим порогом. Несмотря на то, что ЗИС-110Ш продемонстрировал лучшую проходимость, чем базовый лимузин, в целом его возможности передвижения по плохим дорогам оценили как недостаточные. Дорожный просвет под картером заднего моста оказался слишком маленьким, и это мешало автомобилю двигаться по той же колее, по которой спокойно перемещались грузовики ГАЗ-АА или ЗИС-5.
ЗИС-110П – любимая модель Н.Хрущева
Дальше постройки двух опытных образцов штабных лимузинов дело не продвинулось. Возврат к теме полноприводных лимузинов ЗИС‑110 произошел уже в 1956 г., после прихода к власти Н. С. Хрущева. Он много внимания уделял развитию сельского хозяйства в стране, и ему такие машины были необходимы для выезда в колхозы и совхозы и осмотра угодий. Новая машина ЗИС-110П («полноприводная») имела свою собственную раму лестничного типа, что избавляло ее от нестандартных высоких порогов. Использовались только отечественные агрегаты, в частности раздаточная коробка от грузовика ГАЗ-63. В этот раз конструкторы сохранили переднюю независимую пружинную подвеску машины, что положительно сказалось на комфортабельности автомобиля и отчасти на его проходимости. Помимо образца ЗИС-110П с кузовом «лимузин», собрали еще два автомобиля с открытым кузовом типа «кабриолет». Всего было построено три машины ЗИС-110П.
Узнать больше о легендарных моделях советского автопрома вы можете в коллекциях «ДеАгостини» - www.deagoshop.ru