Многие граждане России считают, что дипломаты - это особая привилегированная каста, которой чужды все обывательские проблемы. На самом деле все не так радужно. Работая на Родине или, как принято говорить в этой среде, "в центре", на Смоленке, можно рассчитывать на среднюю зарплату госслужащего федерального министерства. Все статистические данные о высоких МИДовских зарплатах - миф, так как при подсчете берется период за три года, а почти никто не сидит все это время в Москве, стараются как можно больше времени проводить в командировках, где совершенно другая система оплаты труда.
При выезде в длительную загранкомандировку все меняется, однако многое зависит от страны пребывания. Так, например, средняя зарплата на начальной должности (секретарь-референт или атташе) составляет около 3 500 долларов в стране с нормальным климатом, военно-политической обстановкой и т.д. К таким относятся большинство европейских, латиноамериканских и азиатских стран. Но везде есть исключения - в Японии и Скандинавии доплачивают за дороговизну общего уровня жизни в стране, в Африке доплачивают за климат и нестабильность, также везде есть доплаты за знание языков, совмещение нескольких должностей и многое другое. В таких государствах дипломаты и технические сотрудники РЗУ (российских загранучреждений) проживают в городе в квартирах, которые оплачиваются МИДом, или в жилых комплексах при посольствах и консульствах, обычно вместе с семьями и детьми - они могут ходить в детский сад или школу как в местную, так и при посольстве. Никаких ограничений на передвижение нет - это то, что вытекает из Венской конвенции 1961 г., то есть дипломатический иммунитет и привилегии. Туда входит неподсудность на территории страны пребывания, освобождение от налогов на определённые группы товаров, благосклонность местной полиции на дорогах по отношению к автомобилю с дипномерами, да и всех правоохранительных органов вообще - кто же захочет на свою голову связываться с человеком с диппаспортом, а то вдруг ещё международный скандал какой выйдет. Иногда в музеи и на прочие культурные объекты могут пускать даром, тоже зависит от страны. Если речь идёт о Европе, то это ещё и свободное перемещение по Шенгенской зоне. В таких вот спокойных странах обычно есть возможность поездить по стране, путешествовать в свободное от работы время - в уведомительном порядке, но с разрешения посла, так что и от его личности комфорт рабочей и жизненной среды сильно зависит. Однако этого свободного времени может и не быть вовсе - рабочий день нормирован только формально - это вовсе не значит, что в 17:00 вы будете уходить домой, а если появятся неотложные дела, то просидите и до утра. В летние сезоны дипломаты в Турции и Египте могут вообще море не увидеть - постоянно решают проблемы с нашими туристами, которые "ТАГИИИИИЛ РУЛИТ" (можно вставить название любого города).
Самое интересное начинается при попадании в страны с особой и опасной военно-политической ситуацией. За последние годы их количество значительно увеличилось, а после убийства нашего Посла в Турции А.Карлова в декабре 2016 г., стало ясно, что многие РЗУ находятся в опасности. Сейчас самые высокие надбавки "за войну" действуют в Сирии, Афганистане, Ираке, Йемене, немного меньше - почти во всех странах Ближнего Востока, кроме Персидского залива, и, как ни странно для обывателя, на Украине. Так, в Сирии и Афганистане зарплата дипломата среднего звена доходит до 9 тысяч долларов, в Ираке и Йемене до 8, на Украине - около 5 500 долларов. Однако не стоит так за них радоваться или проклинать. В большей части перечисленных стран все работники сидят за забором с колючей проволокой и выезжают за периметр только в сопровождении охраны и на броневиках(об этом я вам расскажу в своих следующих статьях), причем за всю свою командировку сам город пребывания могут увидеть только из окна самолета, так как выезды бывают в аэропорт и обратно. Сотрудники находятся по сути в тюрьме, только их охраняют снаружи и неплохо платят. По приезду из такой командировки вполне можно решить квартирный вопрос в Москве, купить хорошую машину и/или открыть свой бизнес, уйдя из МИДа, но последнее точно не путь самурая. Несмотря на высокие зарплаты и льготную выслугу (год за два или полтора), в кризисные страны почти никто не хочет ехать, но оставим это на совести тех, кто шел в дипломаты не по призванию, а потому что родители сказали или по каким-то иным причинам, далеким от служению своему делу и наслаждению прекрасной профессией.