То, что журналисты окрестили «фабрикой троллей», президент назвал «какой-то частной фирмой в сфере хакерских возможностей».
Владимир Путин накануне своего визита в Австрию дал интервью телеканалу ORF. Журналист Армин Вольф изо всех сил ловил российского президента на слове, но одну оговорку, похоже, пропустил. Вольф попытался вывести собеседника на откровенный разговор о «фабриках троллей», которые принадлежат Евгению Пригожину, также известному как «повар Путина».
«Вы действительно думаете, что человек, который занимается ресторанным бизнесом, имея даже какие‑то хакерские возможности, имея какую‑то частную фирму в этой сфере – я даже не знаю, чем он занимается, – с этих позиций может повлиять на выборы в Соединённых Штатах или в какой‑то европейской стране?» - ответил президент.
Причем сам Пригожин в ноябре 2017 года через своего представителя отрицал, что имеет какое-либо отношение к «фабрике троллей». Высказаться на эту тему бизнесмену пришлось после официального обвинения во вмешательстве в президентские выборы в США.
А началось все пять лет назад под Петербургом, в Ольгино, где первые полтысячи троллей трудились над «правильными» комментариями под политически значимыми публикациями в Интернете.
Идиллия кончилась примерно через год существования производства, когда хакеры из «Анонимного интернационала» вскрыли деловую переписку «фабричных» боссов и выяснили, что те отчитываются перед пригожинской компанией «Конкорд». Фабрика, якобы, обходилась в миллион долларов в год. Что не так дорого, если покупаешь правильную картину мира для тысяч интернет-пользователей. После «засветки» разводить троллей организаторам этого бизнеса показалось выгоднее на улице Савушкина. А в 2017 году журналисты выяснили, что технологию экспортировали — российские тролли якобы поработали на американских выборах президента. Там уже расходы и трудовые ресурсы были оптимизированы: за два года было израсходовано, якобы, больше 2 млн долларов, а работало около ста человек. Facebook провел собственное расследование и заблокировал сотни аккаунтов, заявив, что от их имени публиковалась проплаченная из России политическая реклама. Позже упоминание России исчезло из официального доклада о манипуляциях с Facebook. Но было уже поздно — скандал разгорелся и стал поводом для очередной волны санкций в отношении российских компаний, бизнесменов и госслужащих.
Австрийский журналист Армин Вольф в ответ на тираду президента о «рестораторе» отметил, что господин Пригожин не так прост, ведь крупные госконтракты с Министерством обороны значительно расширяют диапазон его интересов. В ответ Путин сравнил Пригожина с Соросом, который тоже «во все дела во всем мире», но США тут, конечно, совершенно ни при чем.