Что такое экраноплан, доступно и понятно можно почитать например здесь. Для тех, кому лень ходить по ссылкам, обобщу информацию и скажу своими словами. Экраноплан — некая смесь корабля с самолётом. Основная задача — внезапная высадка морского десанта. Скажу так же, что смесь получилась "так себе". Самолёт, при схожих габаритах, летит в разы быстрее, и жрёт меньше. Корабль, при схожих габаритах, берёт больше груза аж на порядок и таки опять же, меньше жрёт. Да и внезапность при нынешних средствах обнаружения — вопрос очень спорный. Где то за час лёта экраноплана (350-400 км), супостат "сюрприз" обнаружит, и если не собьёт над морем, то "тёплую" встречу десанту подготовить успеет. Опять же, высаживать десант "куда то туда", без подготовки… Проще, а главное дешевле десантников расстрелять на своём берегу. Эффект от операции будет примерно одинаков. Хотя, есть вояки под звёздато-полосатым флагом, что очень лихо гоняют туземцев с копьями и луками и осыпают себя славой великих побед. Увы, эта ниша ими занята плотно, и у наших морпехов цели посолидней.
В общем, в 91м году году прошлого века, эранопланы были сняты с вооружения по описанным выше причинам.
Взглянуть, на некогда действующий экземпляр,
бесплатно, может всяк желающий в Музее ВМФ в Москве. Там, кстати, ещё много всего интересного есть.
И даже подводная лодка, внутрь которой может попасть всяк желающий, но уже за денежку.
Мы же с Вами, заберёмся туда, куда посетителей не пускают. Мы лезем внутрь.
Заходим с боковой двери с правого борта. Смотрим налево, в сторону хвоста.
Говорят, сюда два БТРа, влезает.
Идём дальше, к дверке, в конце отсека и…
Попадаем в отсек энергообеспечения.
Трап на фотке с ВСУ видели? Он ведёт в хвост к маршевому мотору (тому, что с винтами. Кстати от Ту 95)
В этот узкий проход я честно пытался протиснуться, но увы. Чуть не повторил подвиг Винни Пуха в гостях у кролика.
Слезаем с трапа, и смотрим опять в строну хвоста за ВСУ. Что там за дверь?
Оппа! Как на правильном корабле. Гальюн. Туалет по сухопутному.
Вылезаем из отсека и идём вперёд к носу.
Вдалеке видим аппарели для заезда техники.
Попутно замечаем важную надпись
Для погрузки — разгрузки нос, вместе с кабиной, как дверь, открывается в сторону. Кстати лавочки в салоне — быстросъёмные, подобные я видел в Ил 76, и даже проводил их тест-драйв перед прыжком.
Протискиваемся между аппарелями, и упираемся в трап в кабину пилотов. Они сидят на втором этаже, над стартовыми двигателями. Их два от ТУ 154 .
Справа, место борт-инженера
Слева — место радиста. Фотки нет, ибо там всё выдрано с мясом. За трапом — комната командира корабля.
А на третьем этаже, живёт борт-стрелок.
Естественно, не смог отказать себе посидеть на месте пилота. Туда, с трудом, но таки протиснулся.
Рычаги правления двигателями. 1 и 2 — стартовые, 3 — маршевый
Опять же, это в автомобиле даже указателя температуры охлаждающей жидкости отказываются, у лётчиков всё наоборот: чем больше информации, тем лучше. И обороты двигателя и обороты в процентах, давление, температуры масли, температура выхлопных газов и ещё куча параметров, для каждого двигателя отдельно. А у борт инженера, ещё и система пожаротушения многоконтурная…
Покидаем кабину и лезем под неё. Узкий лаз, куда я даже не пытался протиснуться
Куча приборов по бокам, между которыми я застревал ещё на входе.
На этом, нас совсем поджимает время, и мы покидаем экраноплан. Всё время, блужданий по отсекам, меня не покидала мысль: Сколько же там всяких разных деталек, трубочек проводков и блоков. И ведь это как то работало! А как это проэктировалось? Ведь тогда, в далёких уже 70 х не было компьютеров. Да и калькуляторы то так себе были. И это всё работало и летало…
Традиционные "спасибки". Спасибо администрации Музея ВМФ за предоставленную возможность съёмки.
Всегда Ваш, Лёха Большой.