Найти тему
Лёха Большой

Экраноплан "Орлёнок". Вид изнутри.

Что такое экраноплан, доступно и понятно можно почитать например здесь. Для тех, кому лень ходить по ссылкам, обобщу информацию и скажу своими словами. Экраноплан — некая смесь корабля с самолётом. Основная задача — внезапная высадка морского десанта. Скажу так же, что смесь получилась "так себе". Самолёт, при схожих габаритах, летит в разы быстрее, и жрёт меньше. Корабль, при схожих габаритах, берёт больше груза аж на порядок и таки опять же, меньше жрёт. Да и внезапность при нынешних средствах обнаружения — вопрос очень спорный. Где то за час лёта экраноплана (350-400 км), супостат "сюрприз" обнаружит, и если не собьёт над морем, то "тёплую" встречу десанту подготовить успеет. Опять же, высаживать десант "куда то туда", без подготовки… Проще, а главное дешевле десантников расстрелять на своём берегу. Эффект от операции будет примерно одинаков. Хотя, есть вояки под звёздато-полосатым флагом, что очень лихо гоняют туземцев с копьями и луками и осыпают себя славой великих побед. Увы, эта ниша ими занята плотно, и у наших морпехов цели посолидней.
В общем, в 91м году году прошлого века, эранопланы были сняты с вооружения по описанным выше причинам.
Взглянуть, на некогда действующий экземпляр,

Полный размер
Полный размер

бесплатно, может всяк желающий в Музее ВМФ в Москве. Там, кстати, ещё много всего интересного есть.

Полный размер
Полный размер
Полный размерНа заднем плане, Вы не ошиблись. Тот самый Golovach
Полный размерНа заднем плане, Вы не ошиблись. Тот самый Golovach

И даже подводная лодка, внутрь которой может попасть всяк желающий, но уже за денежку.
Мы же с Вами, заберёмся туда, куда посетителей не пускают. Мы лезем внутрь.
Заходим с боковой двери с правого борта. Смотрим налево, в сторону хвоста.

Полный размер
Полный размер

Говорят, сюда два БТРа, влезает.
Идём дальше, к дверке, в конце отсека и…
Попадаем в отсек энергообеспечения.

Полный размерВспомогательная силовая установка, кажется
Полный размерВспомогательная силовая установка, кажется
Полный размерУмный щиток
Полный размерУмный щиток

Трап на фотке с ВСУ видели? Он ведёт в хвост к маршевому мотору (тому, что с винтами. Кстати от Ту 95)

Полный размер
Полный размер

В этот узкий проход я честно пытался протиснуться, но увы. Чуть не повторил подвиг Винни Пуха в гостях у кролика.
Слезаем с трапа, и смотрим опять в строну хвоста за ВСУ. Что там за дверь?

Полный размер
Полный размер

Оппа! Как на правильном корабле. Гальюн. Туалет по сухопутному.

Полный размер
Времени на съёмку было крайне мало поэту всего один кадр: справа частично видим круг от унитаза, слева — ведро с краном — руки помыть.
Полный размер Времени на съёмку было крайне мало поэту всего один кадр: справа частично видим круг от унитаза, слева — ведро с краном — руки помыть.

Вылезаем из отсека и идём вперёд к носу.

Полный размер
Полный размер

Вдалеке видим аппарели для заезда техники.
Попутно замечаем важную надпись

Полный размер
Полный размер

Для погрузки — разгрузки нос, вместе с кабиной, как дверь, открывается в сторону. Кстати лавочки в салоне — быстросъёмные, подобные я видел в Ил 76, и даже проводил их тест-драйв перед прыжком.
Протискиваемся между аппарелями, и упираемся в трап в кабину пилотов. Они сидят на втором этаже, над стартовыми двигателями. Их два от ТУ 154 .

Полный размерМесто пилоотов
Полный размерМесто пилоотов

Справа, место борт-инженера

Полный размер
Полный размер

Слева — место радиста. Фотки нет, ибо там всё выдрано с мясом. За трапом — комната командира корабля.

Полный размер
Полный размер

А на третьем этаже, живёт борт-стрелок.

Полный размер
Полный размер

Естественно, не смог отказать себе посидеть на месте пилота. Туда, с трудом, но таки протиснулся.

Полный размер
Полный размер

Рычаги правления двигателями. 1 и 2 — стартовые, 3 — маршевый

Полный размерЭто автомобилисты газуют. Лётчики дают режим
Полный размерЭто автомобилисты газуют. Лётчики дают режим

Опять же, это в автомобиле даже указателя температуры охлаждающей жидкости отказываются, у лётчиков всё наоборот: чем больше информации, тем лучше. И обороты двигателя и обороты в процентах, давление, температуры масли, температура выхлопных газов и ещё куча параметров, для каждого двигателя отдельно. А у борт инженера, ещё и система пожаротушения многоконтурная…

Полный размер
Полный размер

Покидаем кабину и лезем под неё. Узкий лаз, куда я даже не пытался протиснуться

Полный размер
Полный размер

Куча приборов по бокам, между которыми я застревал ещё на входе.

Полный размерЭто кто там говорил, что в автомобиле электрика сложная, проводов много? Здесь, даже от первого взгляда застрелиться хочется, доведись искать обрыв в таком жгуте.
Полный размерЭто кто там говорил, что в автомобиле электрика сложная, проводов много? Здесь, даже от первого взгляда застрелиться хочется, доведись искать обрыв в таком жгуте.

На этом, нас совсем поджимает время, и мы покидаем экраноплан. Всё время, блужданий по отсекам, меня не покидала мысль: Сколько же там всяких разных деталек, трубочек проводков и блоков. И ведь это как то работало! А как это проэктировалось? Ведь тогда, в далёких уже 70 х не было компьютеров. Да и калькуляторы то так себе были. И это всё работало и летало…

Традиционные "спасибки". Спасибо администрации Музея ВМФ за предоставленную возможность съёмки.

Всегда Ваш, Лёха Большой.