О ЛЮДЯХ И СВИНЬЯХ
Хороший этот актёр, Иэн Холм. Качественный. Да вот только всё как-то он на втором плане, всё-то он собой оттеняет главных героев. И не сказать, что он в Голливуде затерялся, просто так получается. Вот и во вполне европейском фильме «Час свиньи» он, увы, не стал главным действующим лицом.
Хотя в фильме и помимо сэра Холма хватает хороших актёров. А уж место и время действия таковы, что у любителей истории дух захватывает. Ещё бы! Средневековая Франция, провинциальный городок и юридический казус того времени – на скамью подсудимых попадает свинья.
Начинается фильм с виселицы. Вешают крестьянина, обвиняемого в сожительстве с козой (фу, какая гадость!) Козу тоже вешают, ибо нечего совращать честного христианина. Небось, глазки ему строила, бесстыдница. Зрители на площади негодуют. В петлю её! И только приговор зачитан, как по законам жанра (не знаю какого) приходит избавление. Сияющий, как медный таз, священник, несёт на крыльях христианской любви прощение от епископа.
Зрители у экрана вздыхают с облегчением. И тут выходит, что прощает епископ только козу, как жертву насилия, чья честь не может быть запятнана. И это не просто кадр, весь фильм будет полон таких обманок, и почти всё, что нам покажут будет совсем другим. Особенно изящно обыграна тема с тайными обществами (привет масонам!) Перевёртыши, перевёртыши, перевёртыши. Постмодернизм, но вполне съедобный.
Но довольно предисловий, переходим к делу. Завязка фильма типична для множества судебных и полицейских драм, неважно когда и где они происходят. В средневековое захолустье из самого Парижа прибывает молодой адвокат (по тамошнему мэтр), желающий служить Закону. Кажется, он был единственным героем, кто называл тесный и неприбранный зал суда Храмом Справедливости.
Искушённый зритель сразу понимает, что герой-адвокат обжившись на новом месте и создав себе имя вступит в противостояние с окружающими, найдёт (а возможно и потеряет) свою любовь, раскроет тёмные тайны власть имущих, посрамит неправду и победно удалится в закат. То есть с самого начала мы можем не беспокоиться за жизнь и карьеру нашего молодого мэтра.
Спасает положение правдоподобно воссозданное средневековье, добротная актёрская игра (о ней в конце) и те самые перевёртыши. Потому что вот всё, буквально всё в этой нехитрой победной схеме обыгрывается и переворачивается с ног на руки. И добрые крестьяне не такие пасторальные овечки, как сначала утверждает наш мэтр, и сам он спасает от виселицы крестьянина не потому, что такой ушлый, а потому, что присяжные просто не захотели отправлять на виселицу соседа. И любовь (а точнее две), которых находит адвокат совсем не то. И даже Правду наш герой сумел отстоять в суде, лишь сжульничав. Даже уехал из городка он на рассвете.
И да, если кто ждёт детектива в духе «Имени розы», то вы ошиблись дверью. Его нужно искать в других местах, например, в «Имени розы». Здесь же герой, верующий в логику и здравый смысл, будет долго бестолково кружить по окрестностям, занимаясь всем, кроме расследования, и в конце концов раскусит это дело благодаря тяжёлому, полубредовому сну. Показателен кадр, когда свеча сама собой падает на бумаги и поджигает их, а затем также сама собой падает кружка и пролитое вино тушит огонь.
Что касается игры актёров, то тут всё сложно. Нет, играют они хорошо, особенно мне понравился барон, он же судья, и роли у них жизненные, но вот кого именно они играют, сказать сложно. Именно потому что персонажи жизненные, их невозможно описать в двух словах, нельзя сказать, что тут герой поступил так, потому что… Любая попыткаобъяснить персонаж превратиться в то, что герой станет простым и фанерным. Так что лучше один раз увидеть.
Ну и атмосфера Средневековья передана очень убедительно. Как это делается? Да просто – достаточно нарядить людей в странные, но модные тогда одежды, это раз. Дать им диалоги, странные сейчас, но логичные тогда и чтобы актёры произносили свои реплики естественно, это два.
Ну и напоследок совместить тогдашние верования и предрассудки с повседневной, обыденной жизнью людей, сделать так, что зритель видит обычного человека, хитроватого и жуликоватого, но при этом понимает, что этот жулик побоиться Бога больше, чем судебного пристава. Это в кино чувствуется. Даже постмодернистские выверты картины не портят.
Учит ли чему-нибудь фильм? Пожалуй, что нет. Он просто показывает жизнь людей, смирившихся со злом. Людей, заслуживающих не милосердия и не сочувствия, а Справедливости. Заставляет ли о чём задуматься? Пожалуй, да, но так как кино постмодернистское, то и мысли вызывает не слишком глубокие. Но этот постмодерн вполне съедобен, и смотреть можно даже неподготовленному человеку, что конечно хорошо.
Стоит ли смотреть «Час свиньи»? Стоит, если вы любите эпоху, но хотите посмотреть на быт простых людей, а не рыцарей. Стоит, если вы цените атмосферное кино и хотите отдохнуть глазом на хорошей игре актёров. Хотя бы один раз, но стоит. Стоит, если вы хотите общения с умным человеком (я имею в виду режиссёра), у которого даже шутки интеллектуальны. Так что хоть один раз посмотреть стоит.