Тренды, вакантность и пути развития торговой недвижимости обсудили эксперты и лидеры рынка в рамках ежегодной конференции «Magnetic Development».
Участники дискуссии обозначили самые трендовые вопросы рынка торговой недвижимости, в их числе, как сделать торговый центр не только прибыльным, но и безопасным для посетителей. Эксперты поделились практическими кейсами и рассказали обо всех трудностях и решениях, которые могут встретиться в построении успешной бизнес-модели торгового центра.
Обсуждение началось с прогнозов на текущий год, о которых рассказал модератор мероприятия, старший директор Cushman&Wakefield Игорь Чаплинский.
«Чемпионат мира и Московский урбанистический форум могут создать благоприятный эмоциональный фон для рынка недвижимости во второй половине года», - сообщил Чаплинский.
Земельно-имущественные активы, которые предлагает город через открытые торги, могут представлять интерес для ритейла, сообщил начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Департамент города Москвы по конкурентной политике Василий Калинкин.
«Город имеет успешной реализации активов через аукционы под торговое назначение. Это как земельные участки под застройку, так и капитальные объекты. Главными условиями и принципами приобретения недвижимости у города выступают фиксированная стартовая стоимость, многообразие предложений и простота участия в торгах», - сказал Василий Калинкин.
Для этих целей предприниматели могут воспользоваться услугами Инвестиционного портала города Москвы, на котором опубликовано более 3,5 тысяч предложений.
«На сегодняшний день на ресурсе опубликовано более 350 нежилых помещений площадью от 5 до 5 тысяч «квадратов» под аренду, около 150 помещений выставлены на продажу. Также на инвестиционном портале можно ознакомиться с земельными участками для бизнеса с различным назначением – под торговые центры, гаражи и стоянки, производство и склады, а также под офисы. Площадь участков варьируется от 0,06 до 4,43 гектаров», - добавил Василий Калинкин.
Ритейл «уходит» в онлайн, и это меняет рынок торговой недвижимости, отметила исполнительный директор департамента торговой недвижимости «Colliers International» Дина Постоленко.
«Если до кризиса вакантность торговых центров на момент открытия составляла в среднем 15 процентов, то после 2017 года редкие объекты открывались с заполняемостью выше 60 процентов. Это побудило собственников сменить концепцию tenant-mix (прим. - термин «tenant-mix» принят для обозначения заданного сочетания групп товаров у арендаторов в ТЦ)», - рассказала Постоленко.
Среди основных трендов торговой недвижимости на сегодняшний день можно выделить – развитие федеральных ритейлеров, неравномерную географию ритейла, развитие e-commerce и омникальных продаж, увеличение доли развлекательной составляющей торговых центов и развитие районной торговой инфраструктуры.
Лейтмотивом дискуссии стали изменения в привычках и предпочтениях потребителей – ценность времени, а также активное развитие развлекательных и досуговых форматов, дающих потребителям положительные эмоции и впечатления.