Найти тему
Ваш Казначей

Бюджетирование в компании

Оглавление

Бюджетирование в компании – это система взаимосвязанных бюджетов (или краткосрочных финансовых планов), которые в структурированной форме описывают поставленные руководством компании цели и задачи относительно объема продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде (обычно сроком до 1 года).

Бюджетирование является частью системы общего финансового планирования в компании и работает как инструмент анализа планируемых и фактических финансово-экономических результатов деятельности компании.

Подробнее о том, как взаимосвязаны финансовое планирование и бюджетирование читайте в этой статье.

Бюджетирование как процесс состоит из двух взаимосвязанных блоков (этапов):

  • Составление операционных бюджетов: плановых смет основных бизнес-процессов и
  • Формирование на их основе финансовых бюджетов (как часть финансового плана).

Читайте также: Как оптимизировать кредитный портфель компании?

Помимо этих двух основных групп бюджетов (операционных и финансовых) существуют еще вспомогательные и дополнительные бюджеты, которые служат реализации специальных целей (например, под определенный инвестиционных проект).

Как осуществляется процесс бюджетирования в компании?

Процесс бюджетирования происходит как на уровне компании или предприятия в целом (для координации всех подразделений и функций), так и на уровне его подразделений. Для того, чтобы наладить бюджетирование на обоих уровнях компания обычно выбирает один из двух способов:

  • Сверху-вниз (англ. Break down). В этом случае работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е.  определение плановых показателей осуществляется руководством предприятия, а затем они доводится до более низких уровней и включаются в планы подразделений.
  • Снизу-вверх (англ. Build up). Расчет показателей начинается «снизу», т.е. с отдельных подразделений, после чего происходит их сведение в общий бюджет компании, объединяющий все блоки для принятия финансовых решений.

Для чего нужно бюджетирование?

Бюджеты в компании нужны для оперативного управления и эффективного распределения экономических ресурсов. Бюджеты дают количественные ориентиры для ведения бизнеса.  Однако роль бюджетов меняется в зависимости от периода времени: в начале отчетного периода бюджет представляет собой план, а в конце – инструмент измерения и сопоставления результатов для корректировки дальнейшей деятельности.

Таким образом, бюджетирование в компании выполняет следующие функции:

  • финансовое планирование;
  • финансовый учет и аналитика;
  • финансовый контроль и координация;
  • мотивация персонала;
  • коммуникация (согласование планов подразделений и закрепление ответственности исполнителей).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что эффективное бюджетирование позволяет компании строить гибкую финансовую политику за счет своевременного контроля и принятия опережающих решений для предотвращения негативных последствий изменений как во внешней, так и во внутренней среде. В результате усиливается контроль за использованием ресурсов и снижаются непредвиденные убытки.

Читайте также: Как взаимосвязаны бюджетирование и финансовое планирование