В Саратове на улице имени Максима Горького прохожих встречает Жерар Депардье в роли Обеликса, рекламирующий ремонт обуви. Если приглядеться дальше, то на билборде с рекламой фото-услуг опять-таки изображен Жерар Депардье, только уже не в образе веселого галльского воина, в детстве случайно упавшего в котёл с волшебным зельем друидов.
Наш читатель Максим задал редакции портала "Реальная помощь" вопрос: "Можно ли и мне использовать в рекламе моей булочной известных кинозвезд".
Отвечаем. Мы не уверены, что хозяин обувной мастерской и фотосалона согласовал с Жераром Депардье использование его фотографий в рекламных целях. Пускай это останется на совести саратовских бизнесменов. Для полноты картины надо отметить, что отказавшийся от французского гражданства киноактер абсолютно легально на законных основаниях рекламировал кухонные гарнитуры саратовской фабрики "Мария". По его пожеланиям в Саратове даже была выпущена кухня, где можно было бы с удобством готовить и одновременно общаться с родными и друзьями.
Но тут совершенно другое дело. Повторим, вряд ли у рядового пункта ремонта обуви хватило средств заплатить звезде киноэкрана за участие в рекламной кампании.
А значит, нарушена Статья 152.1. ГК РФ "Охрана изображения гражданина", где четко прописано, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Как сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли. Последнее в нашем случае на лицо!
Есть еще Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О рекламе". В статье 5 читаем "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая содержит содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендации физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами". Если Депардье радуется ремонту обуви и с фотографии зазывает идти фотографироваться именно в этот фотосалон, то это явно личное одобрение киноактера. МЫ не уверены, что Депардье в курсе что рекламирует. Так что эта ситуация очень похожа на пример недобросовестной рекламы.
Поэтому Максим, мы не советуем вам использовать образы и фотографии звезд без согласования с ними или их агентами.
С уважением, "Реальная помощь"