Ни для кого не секрет, что в США существует проблема обеспеченности оборонной промышленности важнейшими для производства военной техники минералами. Состояние этой обеспеченности, как признают американские же аналитики в докладе по оборонно-промышленной базе, можно описать как критическое. Высокопоставленный официальный представитель Пентагона по закупкам Эллен Лорд (Ellen Lord) недавно заявила: «У нас есть удивительная зависимость от Китая». Лорд назвала выводы доклада по оборонно-промышленной базе весьма тревожными, подчеркнув, что Китай является единственным источником редкоземельных минералов в Америке. По данным геологической службы, Соединенные Штаты полагаются на импорт из Китая, по крайней мере, двадцати видов минералов и практически не имеют возможности добывать и перерабатывать от начала производства до конечного продукта собственные минералы. Как явствует из недавнего президентского указа об основах добычи полезных ископаемых, эта проблема является «стратегической уязвимостью», которая несет с собой значительные риски для национальной безопасности.
Хотя посредством исполнительных распоряжений и указов президентом Трампом и предприняты значительные шаги для устранения этой угрозы, пришло время, как считают аналитики, для Конгресса и администрации принять политику полностью рыночного подхода (whole-of-market approach) к поиску, добыче и переработке критически важных минералов, которая будет стимулировать инновации на каждом этапе цепочки их поставок. Это должно начаться с реформы системы выдачи разрешений на добычу и инвестиции в перспективные технологии и процессы производства материалов.
Как подчеркивают в выпущенном докладе американские специалисты, технологическое превосходство Соединенных Штатов в военной сфере во многом зависит от поддержания надежного доступа к ключевым материалам — от тех, которые повсеместно распространены в цепочке поставок, таких как медь и сталь, до тех, которые являются очень специализированными, например, редкоземельные элементы и бериллий. К сожалению, в настоящее время проблема доступности критически важных для создания военной техники минералов в Америке изменяется, по оценкам экспертов, от плохого к худшему. Единственный отечественный производитель редкоземельных металлов обанкротился в 2015 году после того, как Китай внезапно ограничил экспорт, а впоследствии затопил рынок редкоземельными элементами. В добавок ко всему, единственная действующая на территории Соединенных Штатов шахта по добыче редких минералов прошлым летом была продана за 20,5 миллионов долларов консорциуму MP Mine Operations LLC, поддерживаемому Китаем и включающего в себя фирму Shenghe Resources Holding Co. По данным журнала MINE Magazine, эта же шахта экспортирует важнейшие минералы на перерабатывающий завод в Китае, поскольку Соединенные Штаты сами не могут перерабатывать подобные минералы в коммерческих масштабах.
Как указывает президент компании J. A. Green & Company, двухпартийной фирмы по связям с правительством, Джеффри А. Грин без резкого изменения политики в отношении полезных ископаемых Соединенные Штаты не смогут минимизировать экономический ущерб, который произойдет в случае, если Китай решит воспользоваться своим монопольным правом на полезные ископаемые. Первым шагом к полностью рыночному подходу и к стимулированию инноваций в области добыче полезных ископаемых должно стать устранение регулятивных барьеров, которые мешают потенциальным инвесторам. В частности, Соединенные Штаты должны ускорить процесс выдачи разрешений на эксплуатацию шахт. Нынешние сроки от семи до десяти лет просто недопустимы. Австралия и Канада придерживаются столь же строгих природоохранных руководящих принципов, но ограничивают процедуры выдачи разрешений в среднем всего лишь двумя годами. Эта легко решаемая проблема регулирования в значительной степени может способствовать привлечению новых участников в цепочку поставок полезных ископаемых.
Пентагон также должен сосредоточиться на существующих программах Министерства обороны, направленных на поддержку оборонно-промышленной базы США. Каждая отрасль услуг имеет программу ManTech, целью которой является повышение производительности труда и оперативности работы производственной базы, а также внедрение в производство новейших технологий. В бюджетном запросе США на 2019 финансовый год для нужд Армии, ВМС, и ВВС запрашивается около 60 миллионов долларов на программу ManTech для каждого рода войск. Кроме того, Пентагон дополнительно запросил 38 млн. долл. на закупки в рамках закона «Об оборонном производстве» по программе DPA (Defense Production Act) — общевойсковой программы, направленной на расширение и восстановление внутренних производственных мощностей, а это означает снижение от суммы в 63 млн. долл., запрошенной на программу DPA в 2018 финансовом году.
Как подчеркивают в своем докладе американские специалисты, выделение на следующее поколение производственных технологий всего 0,025 процента военного бюджета, достигшего в нынешнем году цифры в 700 миллиардов долларов, явно недостаточно, чтобы догнать Китай и укрепить свои внутренние технологические возможности. Конгресс должен не только сделать финансирование проектов ManTech и DPA приоритетным, но и обеспечить, чтобы эти средства заполнили «ниши уязвимости» в оборонно-промышленной базе. Создание отказоустойчивого и операционного потенциала по всей цепочке поставок требует инвестиций не только в готовый продукт, но и во множество инструментов, технологий и процессов, которые его обеспечивают. Наконец, администрация должна продолжать борьбу с недобросовестной торговой практикой, которая обанкротила американские горнодобывающие компании и сделала США зависимыми от Китая в отношении полезных ископаемых, необходимых для оборонно-промышленной базы. Как указывают специалисты, военно-политическое руководство Соединенных Штатов должно четко заявить, что не потерпит в дальнейшем подобной практики, и ему необходимо занять твердую позицию в отношении «продолжающихся агрессивных» торговых действий со стороны Китая.