Найти тему
Ритм Евразии

Контрсанкции приводят в чувство «дворового хулигана»

Как говорят в народе, не рой другому яму, чтобы он не использовал ее как окоп. Агрессивная санкционная политика США наконец получила ответ из России. Подписание президентом РФ В. Путиным закона о контрсанкциях после четырех лет травли нашей страны если не остановит агрессора, то по крайней мере заставит задуматься о целесообразности дальнейшего размахивания санкционной дубиной.

Долгожданный закон

Далеко не секрет, что долгое отсутствие ответных мер на давление США вызывало множество вопросов как у граждан России, так и у партнеров нашей страны. Согласно результату опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, ответные действия РФ поддерживают 90% россиян. Большинство (87%) считает, что конфликт был раздут Америкой намеренно, с целью ослабить позиции России на международной арене. И вот наконец свершилось.

Закон, который носит официальное название «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», дает право президенту и правительству Российской Федерации принимать ограничительные меры против США и других иностранных государств, связанных с ними юридических лиц, а также должностных лиц и граждан, причастных к совершению недружественных шагов в отношении РФ. Среди мер, которые могут приниматься российской стороной, прекращение или приостановление международного сотрудничества, ограничения импорта и экспорта, а также участия в контрактах на госуслуги и приватизации.

В процессе обсуждения в парламенте закон из перечня конкретных мер противодействия приобрел характер рамочного. Помимо вышеперечисленных мер в его тексте содержится и пункт об иных мерах в соответствии с решением президента Российской Федерации. То есть, таким образом, у властей полностью развязаны руки, и ничто уже не может законодательно ограничить адекватный ответ на санкционную агрессию.

Какое влияние окажут российские контрсанкции на экономику США, оценить пока сложно. Закон, как и его американский аналог, не обязывает вводить санкции, но легализует их возможное применение в будущем. Россия и США не являются друг для друга критически важными экономическими партнерами, хотя товарооборот по итогам 2017 г. составил 24 млрд. долл. Причем  экспорт России составляет 17 млрд. долл., а импорт в Россию из США – всего 7 млрд.

Вместе с тем часть российского импорта является критическим для заокеанских «партнеров». Речь, в частности, идет о ракетных двигателях РД-180, которые устанавливаются на ракеты Atlas-V, и титане, используемом для производства самолетов «Боинг». Почти 90% этого металла «Боинг» получает из России. По мнению старшего научного сотрудника лаборатории исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Ю. Зайцева, «выпад одного из звеньев из производственного процесса вне зависимости от того, что это титан или что-либо еще, -  все это, конечно же, очень сильно наносит удар по издержкам компании, поскольку компания с большей вероятностью получит более дорогого поставщика».

Кроме того, возможно также запретить поставку в США продукции и оборудования из ряда других редкоземельных металлов. Это может быть критично для американской экономики, которая на 100% зависит от импорта скандия, на 99% – галлия, на 91% – висмута, на 85% – сурьмы.

На дурака не нужен нож

Если бы Д. Трампа не существовало, его стоило бы напечатать на 3D принтере. Под его чутким руководством Америка настолько увлеклась санкциями и ограничительными мерами, что эта проблема стала не столько российской, сколько общемировой. Буквально за какие-то полгода США ввели 25-процентные заградительные пошлины против 1,3 тыс. китайских товаров, разорвали ядерную сделку с Ираном, грозя санкциями европейским компаниям, ряд пошлин на товары своих союзников из ЕС, Канады и Мексики, а также санкции против «Северного потока - 2».

Ответ не заставил себя долго ждать. Китайцы ввели пошлины на 106 наименований американских товаров, а Евросоюз официально уведомил ВТО о возможном введении ответных пошлин на металлургическую продукцию США в размере до 25% с 20 июня. Помимо этого, главы МИД и министерств экономики Франции, Германии и Великобритании, а также верховный представитель ЕС по иностранным делам и вопросам безопасности Ф. Могерини направили американскому министру финансов С. Мнучину и госсекретарю М. Помпео письмо с требованием «предоставить освобождение от санкций США тем европейским компаниям, которые приступили к обсуждению или заключили контракты с Ираном после вступления в силу Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД)». Если же Вашингтон решится пойти на санкционные меры против участвующих в строительстве «Северного потока - 2» фирм Uniper, Wintershall, RoyalDutchShell, ENGIE и OMV, он получит политический конфликт еще и с Австрией и Нидерландами.

Как и следовало ожидать, экономическая и санкционная война администрации Д. Трампа против всего мира бросила заклятых геополитических противников в объятия друг друга. Канцлер Германии А. Меркель отправилась с визитами в Россию и Китай, прихватив в Пекин внушительную делегацию промышленников и предпринимателей. Ее французский коллега Э. Макрон лично явился на Петербургский экономический форум, где выразил желание, чтобы Франция стала главным инвестором в Россию. А сам ПМЭФ-2018 стал настоящим триумфом, побив рекорды по присутствию иностранных политиков, парламентариев, представителей международных организаций, бизнесменов и журналистов. Что любопытно, самой многочисленной была американская делегация из 550 участников. В форуме также приняли участие более 40 международных инвесторов, управляющие капиталом в размере свыше 20% мирового ВВП.

Как пишет авторитетное немецкое издание Suddeutsche Zeitung, поскольку в обозримом будущем нет перспектив улучшения отношений между США и Европой, «Европа должна объединиться с Россией, Китаем и другими странами-участницами ядерной сделки с Ираном для борьбы против политики Вашингтона».

Свободу попугаям!

Так называемый цивилизованный мир никак не реагировал на антироссийские санкции, более того, охотно в них участвовал, пока жертвами карающей длани Вашингтона не стали собственные карманы. Принятый в феврале 2018 г. «антироссийский пакет», который поставил под угрозу интересы европейских, японских и других международных концернов, сотрудничающих с российским бизнесом, стал последней каплей, переполнившей чашу терпения союзников США.

О необходимости отмены антироссийских санкций заговорил премьер-министр Италии Дж. Конте, заявивший, что «это очень важно, потому что мы собираемся вызвать цепную реакцию и надеемся на то, что другие европейские страны последуют нашему примеру. Впервые страна – создательница и основательница Европейского союза является основоположником такого движения, чтобы снять санкции по отношению к России».

В пользу сотрудничества с Россией все активнее раздаются голоса и в Германии. Как считает премьер федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания М. Швезиг, представители Социал-демократической партии Германии настаивают на диалоге с Россией для поиска решений актуальных проблем. Ее поддержали премьер-министр земли Бранденбург Д. Войдке, заявивший, что пришло время «выйти из спирали эскалации», а также заместитель председателя бундестага Т. Опперман. Не могла не заметить «ренессанса» российско-немецких отношений и американская The National Interest, отметившая, что «в текущем году у Германии было больше контактов с Россией, чем у неприсоединившейся и традиционно пророссийской Сербии», приведя в пример следующие буквально друг за другом визиты в Россию министров энергетики и иностранных дел, а также самой фрау канцлерин.

О кардинальных изменениях в позиции Европы свидетельствует то, что ошибки в отношении России впервые с начала конфликта отметил глава государства. Как считает Э. Макрон, «Россия является неотъемлемой частью Европы. В прошлом были допущены ошибки... нам следует работать над преодолением разногласий по многим вопросам».

Тихая революция

Но самое главное даже не это. Российский закон о контрсанкциях стал первым в мире прецедентом введения санкций против США на государственном уровне. Как отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады В.Васильев, «никто на государственном уровне сделать этого еще не осмеливался… Штаты наделили сами себя правом карать и миловать, причем снятие санкций увязывалось со значительными уступками со стороны пострадавшего государства в пользу Вашингтона».

Теперь, во-первых, Россия сможет требовать от США снятия санкций в обмен на снятие своих, не вступая ни в какие «сделки» и «обмены» своих интересов на вашингтонские милости. Во-вторых, по этому же пути могут пойти и другие государства, подвергающиеся санкционному шантажу США.

Ситуация несколько напоминает развенчание дворового хулигана, которого по старой памяти все боялись до тех пор, пока кто-то смелый легким движением руки не отправил его в нокаут. И выяснилось, что «гроза двора» не так уж силен, страшен и храбр. После операции в Сирии это второй сокрушительный удар России по мифу о «несокрушимой мощи» США.

Кроме того, введение контрсанкций против США и их потенциальных соратников по шантажу означает выход России из сложившейся в 90-е гг. прошлого века неолиберальной экономической парадигмы развития страны. Влияние США на российскую экономику и финансовую систему будет снижаться.

Безусловно, было бы слишком оптимистичным ожидать, что санкции против РФ будут отменены Европой уже завтра, все разногласия забыты, США объявлены всеобщим врагом, а Евразия объединится от Лиссабона до Сингапура. Политика и союзы крайне инерционны. Но еще один шаг к многополярному миру сделан.