Ваш подъезд перестали убирать? В итоге на лестничных площадках –
грязь и окурки, окна грязные, а из мусоропровода неприятный запах?
А ведь жильцы ежемесячно вносят плату за уборку подъезда. По каким нор-
мам обязаны убирать подъезды? Куда жаловаться и как добиться чистоты?
Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей инструкции.
Уборка в подъезде
Работы по содержанию подъездов в чистоте входят в обязанности управ-
ляющей компании. Ведь подъезд является общим имуществом в многоквар-
тирном доме.
Уборщица обязана проводить сухую и влажную уборку тамбуров, холлов,
коридоров, лифтовых площадок и кабин, лестничных площадок, маршей
и пандусов, а также влажную уборку подоконников, оконных решеток
и окон, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков, почтовых ящиков,
дверей и доводчиков.
Эти требования содержатся в Правилах и нормах технической эксплуата-
ции жилищного фонда (далее – ПиН), которые были утверждены 27.09.2003
Постановлением Госстроя №170.
Как правило, перечень и частота работ по уборке помещений общего поль-
зования в доме определяются условиями договора управления, который заклю-
чается между собственниками квартир и управляющей организацией. Но если
условия уборки мест общего пользования в договоре не прописаны, это не зна-
чит, что управляющая организация не должна содержать их в чистоте.
Согласно ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации
управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные
и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание об-
щего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования
указанным имуществом.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги,
которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных
требований к содержанию и эксплуатации дома, считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться УК независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие действия и имеется ли по вопросу необходимости их
выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов
жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержа-
ния жилищного фонда, в частности, являются указанные выше Правила
и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно п. 3.2.7 ПиН периодичность основных работ, выполняемых при
уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При ис-
пользовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных
систем сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а так-
же обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д.
следует производить не реже чем через пять дней, а стен – не менее двух раз
в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выпол-
нять не реже одного раза в месяц.
Это предельные нормы частоты проведения работ для домов с дополнительной системой уборки (с использованием централизованных вакуумных систем). В подавляющем большинстве наших домов такой системы нет, поэтому очевидно, что в таких домах мойка лестничных площадок и маршей
должна производиться чаще.
Так, в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 09.12.1999 №139, орга-
низациям, эксплуатирующим жилой фонд, рекомендовано придерживаться
следующей периодичности работ по уборке:
Что делать, если в подъезде грязно,
а уборка не производится?
Согласно Постановлению правительства №491 от 13.08.2006 факт
выявления ненадлежащего качества услуг или превышения установленной
продолжительности перерывов в оказании этих услуг отражается в соот-
ветствующем акте. Такой акт будет являться основанием для уменьшения
размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Алгоритм действий и правила составления акта – такие же, как действия
при нарушении предоставления качественных коммунальных услуг (когда,
например, недостаточная температура горячей воды, отсутствует отопление
и т.п.).
Шаг №1
Обращаемся в управляющую организацию и сообщаем о ненадлежащем
состоянии мест общего пользования, указывая конкретные нарушения
и конкретные места, в каких подъездах грязно. Обязательно надо сообщить,
что такое положение дел связано с отсутствием уборки. Обратиться можно
письменно. При этом заявление должно быть составлено в двух экземп-
лярах и передано в управляющую организацию. В УК его должны зареги-
стрировать, поставить дату и регистрационный номер на втором экземпля-
ре и вернуть его вам. Можно также обратиться по телефону. В этом случае
вы должны сообщить свои фамилию, имя, отчество, адрес дома, телефон,
а также четко сформулировать, в каких подъездах какие места общего
пользования (лестничные марши, лестничные клетки) находятся в ненадле-
жащем состоянии. Сотрудник, принявший от вас телефонограмму, должен
сообщит вам свои фамилию, имя, отчество и регистрационный номер
вашего заявления.
Шаг №2
В течение двух часов (если иное время не согласовано с вами) управ-
ляющая организация обязана направить своего представителя к вам в дом
для проверки вашего заявления и составления акта. Если же управляющую
организацию уведомить не представляется возможными (например, диспет-
черская служба не работает) или если в установленное время представитель
УК не явился, то акт составляется жильцами самостоятельно и подписывается
не менее чем двумя жителями дома (например, вами и вашим соседом)
и председателем Совета многоквартирного дома. Желательно при состав-
лении акта сделать фотографии, которые подтвердят наличие загрязнений
в подъездах и иные факты нарушения уборки мест общего пользования.
Шаг №3
Моментом возобновления услуги является акт оказания качественной
услуги. Данный акт должы составить управляющая организация и председа-
тель Совета дома или заявители. Период с момента обращения в УК о неоказанной услуге и по момент составления акта о возобновлении предоставле-
ния услуги будет являться периодом, за который собственники помещений
МКД вправе потребовать перерасчет.
Шаг №4
Рассчитываем сумму перерасчета и составляем претензию на пере-
расчет. Для того чтобы рассчитать сумму перерасчета, необходимо знать,
сколько в составе строки «Содержание и текущий ремонт» составляет
стоимость услуги по уборке мест общего пользования. Эта стоимость ум-
ножается на количество квадратных метров помещений, принадлежащих
собственникам, делится на 30 и умножается на количество дней, когда
услуга не оказывалась. Именно такую сумму должна вернуть управляющая
организация собственникам, разделив ее между ними пропорционально площади квартир.
Шаг №5
Если управляющая организация не ответила и не привела в соответ-
ствующее санитарным нормам и правилам состояние подъезды, а также
отказалась делать перерасчет, то обращаемся с жалобой в Государствен-
ную жилищную инспекцию. ГЖИ проведет проверку и выдаст руководству
ЖЭКа предписание об устранении нарушений.
Ставьте палец вверх подписывайтесь на мой канал и я продолжу. Далее будем разбираться с ремонтом в подъезде. Всем спасибо.