Найти тему

Двойственность - как главный принцип, видимый нами во всём

Есть в воспринимаемой вселенной два основополагающих понятия - изменение и сохранение (стремление к неизменному состоянию). Корни их растут из еще более глубоких пустоты и наполненности (отсутствия и присутствия) соответственно. Вспомним Инь и Ян. Этот принцип двойственности отражается во всём проявлении.

В частности, на уровне животных инстинктов тоже есть две основные тенденции - экспансия (как прямое завоёвывание территории, так и размножение - распространение вида) и защита (самосохранение особи, размножение - как сохранение вида).

Человек, унаследовав полностью всю животную природу, тоже проявляет себя на этом уровне либо экспансией, либо защитой - своей территории, своих близких, своих убеждений, своего тела. Так получается, потому что самосохранение современный человек понимает шире, чем просто сохранение собственного тела или вида. Это связано с особенностями функционирования ума, глубоким проникновением в бессознательное идеи отдельности собственного существования и верованием в эту идею так же на очень глубоком уровне.

В итоге, проявляя любое активное действие из веры в своё отдельное существование, индивидуум неизбежно либо стремится защищать свое самоопределение, либо расширить его. Под самоопределением я понимаю любые убеждения от «я - человек», «я - мужчина», «я - инженер» и т. д. до «я - ничтожество», «я - лучше всех» и т. п. Это и оценка личности, социального статуса, и оценка действий («я - тот, кто...») - всё, с чем индивидуум себя отождествляет.

К защите самоопределения относится любая деятельность по защите своих убеждений, своей правоты, продавливание своей точки зрения, а так же любое суждение и осуждение. Любое действие, совершенное из веры в собственную отдельность от мира - это защита или укрепление этой самой веры.

Надо заметить, что двойственность не подразумевает автоматически того, что принято считать «злом». Она повсеместна, всепроникающа и может проявляться миллиардами различных действий, мыслей, чувств, явлений - как «приятных», так и «неприятных», как «добрых», так и «злых». Двойственность настолько многолика, что может скрываться даже за «высоко духовными» и «праведными» явлениями. Особенно за «высоко духовными» и «праведными». Именно поэтому гордыня не является добродетелью.

Учения недвойственности, такие, как Адвайта, Дзогчен, Тибетский Буддизм и др. ведут к тому, чтобы преодолеть двойственность ума, и увидеть, что вселенная изначально цельна, едина, несмотря на кажущееся разделение, лежащее в её основе. Постепенно постигая принцип недвойственности, мы начинаем понимать, что конфликт, борьба, ведущие к разрушению и страданию, совсем необязательны. Если существование непрерывно, если мы все связаны, если всё влияет на всё, то такие недобродетели, как ненависть, зависть, гордыня и привязанность становятся бессмысленными.