Подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу из мира литературы и кино.
Автор статьи - Екатерина Князева
Оригинал статьи находится по адресу https://vk.com/@lekvenor-otkuda-v-skazki-prishla-izbushka-na-kurih-nozhkah
Любителям славянского фентези и сказок на заметку. Есть множество версий происхождения образа избушки на курьих ножках. Я сейчас не о смысловом наполнении этого символа, о котором так красиво рассказал Пропп. А о исторических, реально существовавших его корнях, ориентировочно с VI—IX вв. Существует ряд теорий, в основном связанных со слиянием угро-финской и славянской (в широком смысле) культур.
Охотничья. Спасение для путника
Избушка на курьих ножках – не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (сомья; чамья), стоящий на двух-трех опорах. Лабаз устанавливался дверью к тропе, а "к лесу задом". Ночевавшие в нём всегда старались оставить запас еды для случайного путника. Отсюда Яговский принцип сначала накормить, а потом расспрашивать.
Ритуальная. Дома духов
После смерти человека манси и ханты делали куклу «иттараму» считавшуюся вместилищем одной из душ умершего. Наряжали её в национальную одежду — в ягу (вид платья), например. Несколько лет она хранилась в доме умершего. Куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После обязательного периода «жизни» в семье куклу переселяли в маленький домик на столбах.
Погребальная. Изба смерти
На территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского. При раскопках нашли небольшой бревенчатый домик, с останками 5-6 кремированных людей: мужчин, женщин и детей, внутри. Позже нашли ещё один высотой около 2 м с двускатной крышей и очагом. С южной стороны был устроен вход. В нем нашли останки по меньшей мере 24 кремированных тел. В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Такие «домики мертвых» тоже приподнимали над землёй на столбиках. Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» тогда называли пеньки, на которые и ставилась такая «изба». Их окуривали дымом, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.
Избушка, избушка! Повернись ко мне передом к лесу задом!
Кроме всего прочего избушка бабы яги ещё и вращалась. К сожалению, я не нашла точного времени первого упоминания о том, что она так умеет. Ветряные мельницы подобного типа появились на Руси ориентировочно в XV - середине XVII веков. А точные свидетельства и того позже. Поэтому достоверность этой теории сомнительная, но зато она красивая!
Речь о поворотных мельницах-столбовках. Чтобы ловить ветер мельницам надо иметь вращающуюся часть. Однако столбовки зашли в этом дальше всех. У них крутилась не лопастная часть, а сама мельница. Домик на ногах, который умеет поворачиваться на все четыре стороны света. Ничего не напоминает? Мельница – превращая зерно в муку имела, в том числе сакральное значение осуществляя переход из одного состояния в другое.
Такое взаимопроникновение истории и сказок – это по сути тот самый магический реализм, который используется многими писателями для создания особой, странной атмосферы в своих произведениях. И действительно, почему бы не использовать, ведь от рационального мира до «другой стороны» всего один поворот избушки на курьих ножках!
Понравилась статья? Тогда - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, мы и дальше будем продолжать радовать вас интересными материалами.