Введение.
Все кто в детстве зачитывался средневековыми рыцарскими романами про благородных рыцарей, связавших себя обетом и прекрасных дам должны были испытать глубокое разочарование, после того, как в школе или ВУЗе им рассказали о том, что рыцари в средневековой Европе в большинстве своём были жестокими и алчными, а рассказы об их благородстве преувеличены и являются, либо утрированием исторических фактов, либо откровенным художественным вымыслом.
А как же дело обстоит на Востоке?
Правда ли, что самураи были благородны и чисты душой, как их часто "рисуют" в произведениях искусства и в современной массовой культуре?
Ответ на этот вопрос двоякий. И да и нет.
С одной стороны, самураи были феодалами, так же, как и европейские рыцари, к крестьянам они относились не то чтобы совсем пренебрежительно, но, всё же, без уважения в европейском понимании этого слова.
Что я имею ввиду? Поскольку, высшая аристократия в средневековой Японии - "кугэ", в число которой входили и многие самураи, не занималась земледелием (что не удивительно), к крестьянам относились, всё же, с уважением, более того, главным рисоводом Японии по сей день считается правящий император, как и в древние времена, во дворе дворцового комплекса у императора есть своё собственное маленькое рисовое поле. Считается, что посевные работы на рисовых полях всей Японии не должны начинаться до тех пор, пока сам император первым не засеет своё рисовое поле. Такое отношение к рисовым полям связано с тем, что во-первых рис во многом заменяет японцам хлеб, а хлеб, как известно всему голова, а во-вторых, верховная богиня Синтоизма Аматерасу-оо-миками, от которой ведёт своё начало династия японских императоров, является владычицей Небесной Долины Облаков, на которой выращивается рис и хлопок, именно поэтому, император Японии в дань уважения к верховной богине сам занимается рисоводством.
Тем не менее, японские крестьяне, всё же, считались простолюдинами. Аристократы относились к ним, вроде как к элементу пейзажа. То есть, откровенного презрения и неуважения не выказывали, но и особо не превозносили.
Естественно, были и жестокие самураи. В принципе, если самурай убивал крестьянина ему ничего не грозило, если конечно этот крестьянин не принадлежал, какому-нибудь высокопоставленному даймё (князю). На провинившихся крестьянах, даже испытывали остроту меча, отрубая им конечности. Этот факт не очень вяжется с образом благородного самурая.
Но были ли в Японии примеры настоящего, чистого, самурайского благородства в духе кодекса Бусидо?
Конечно были!
В этой статье, я расскажу о примере такого благородства.
Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин - битва железных даймё.
Период японской истории - "Сэнгоку дзидай" (буквально, "Эпоха воюющих земель", в российской историографии принято название "Эпоха воюющих провинций") - (приблизительно 1573—1603 ), является периодом абсолютного расцвета самурайского сословия. Именно в этот период на японской "исторической сцене" появляются знаковые личности Японии - правители, полководцы, священнослужители, самураи - мастера искусства фехтования и многие другие.
Среди самых известных, конечно стоит выделить Иэясу Токугава,
Оду Нобанага
и Тоётоми Хидэёси
Эти три военных и политических деятеля вошли в историю, как три великих объединителя Японии, а Тоётоми Хидэёси, так вообще, чуть не завоевал всю Корею!
Но речь пойдёт не о них, а о двух выдающихся военачальниках периода Сэнгоку:
О Такэда Сингэне
И Уэсуги Кэнсине
Такэду потомки прозвали Каи но Тора - "Тигром из провинции Каи", Уэсуги Кэнсин имел множество прозвищ, титулов и духовных имён, самые значимые из них: Этиго но Тацу - Дракон Этиго и Гунсин - Бог Войны, Великий (Гениальный, Святой) Полководец.
Двое этих полководцев считаются в Японии самыми величайшими полководцами периода Сэнгоку дзидай. Уэсуги Кэнсин, так вообще почитается синтоистским божеством. Противостояние этих двух полководцев из соседних провинций историки назвали не иначе, как "Битвой железных даймё".
Надо сказать, что несмотря на жестокое длительное противостояние оба военачальника относились друг к другу с большим уважением.
Но сначала, краткая история их жизни.
Уэсуги Кэнсин.
Кэнсин был четвёртым сыном известного самурая Нагао Тамэкагэ из провинции Этиго, изначально он носил имя Торатиё (虎千代), позднее Нагао Кагэтора. С 7 до 14 лет Кагэтора обучался в монастыре. В это время его отец умер и между старшими братьями началась борьба за власть в клане, в которой победителем оказался старший сын Тамэкагэ, Нагао Харукагэ. В 14 лет Кагэтора, найдя поддержку у феодала Усами Садамицу, бросил вызов старшему брату и через три года разбил его войска. Так в 17 лет он стал главой клана, а через три года подчинил всю провинцию Этиго.
Такэда Сингэн.
Был старшим сыном Такэды Нобуторы, полководца и правителя горной провинции Каи (ныне префектура Яманаси). При рождении получил имя Кацутиё («победа навсегда»), но в 1536 году сменил его на Харунобу, получив в дар иероглиф «хару» (晴) из имени 12-го сёгуна Асикаги Ёсихару. Имя Сингэн принял с монашеским саном в 1559 году.
Харунобу рос нелюбимым ребёнком, отец хотел избавиться от него, так как благоволил больше своему второму сыну — Такэде Нобусигэ, и именно ему собирался передать свои владения. В 1541 году при поддержке главных вассалов своего отца Харунобу восстал, и, изгнав Нобутору, стал править самостоятельно.
После того как «Такэда Харунобу»(武田晴信) разгромил в 1553 году одного из последних непокорных ему могущественных лордов провинции Синано Мураками Ёсикиё, ему удалось поставить под свой контроль почти всю провинцию Синано (за исключением северной её части). Мураками Ёсикиё бежал из родового замка и вынужден был просить помощи у ближайшего соседа, которым был блистательный полководец, даймё провинции Этиго, вошедший в историю под именем Уэсуги Кэнсин.
Так началась прославленная в военной истории серия войн между Кэнсином и Сингэном.
Пять сражений были разыграны на одном и том же месте, на ровном участке земли в Синано, называемом Каванакадзима, где сливаются реки Сайгава и Тикумагава — в 1553, 1555, 1557, 1561 и 1564 годах.
Wikipedia
Именно легендарные сражения при Каванакадзиме прославили обоих полководцев.
Как я говорил, два воина очень уважали друг друга. Они питали глубокое уважение друг у другу и признавали мастерство и отвагу друг друга. Особенно - это проявляется в следующем моменте: Широко известен "инцидент с солью".
Поскольку владения Сингэна находились в горах, он мог получать соль, только поддерживая постоянные хорошие отношения с семейством Ходзё.. Во время одной из кампаний в Каванакадзиме Ходзё, бывший тогда у власти, прекратил снабжать Сингэна солью. Нагао Кагэтора (Уэсуги Кэнсин), узнав о трудностях Сингэна, заметил, что Ходзё совершил очень подлый поступок, и послал Сингэну некоторое количество соли из собственной провинции, которая имела выход к побережью Японского моря. И добавил при этом: «Я воюю не солью, а мечом».
Вот такое, истинно самурайское благородство, в духе "пути воина" - Буси-до, проявил Уэсуги Кэнсин по отношению к своему противнику Такэде Сингэну. Он проявил не просто благородство, а самое настоящее сострадание. Такэда тоже, несмотря на свой боевой норов являлся благородным и сострадательным военачальником. Ему приписывают такое выражение:
Люди — это замок, каменная стена и ров. Сострадание — мой друг, ненависть — мой враг. (яп.人は城、人は石垣、人は堀。情けは味方、仇は敵なり Хито ва сиро, хито ва исигаки, хито ва хори. Насакэ ва миката, ада ва тэки нари).
Упомянутая выше история с солью, обыграна в аниме Эпоха смут / Sengoku Basara.
Кто же победил в противостоянии Такэда или Уэсуги?
Вообще, отвечая на этот вопрос, следует сказать, что победил всех и вся в итоге Иэясу Токугава и Японией более двухсот лет управлял сёгуны Токугава, но формально, в противостоянии двух даймё победителем остался Уэсуги Кэнсин, однако и тут он проявил благородство. Как сказал Уэсуги Кэнсин:
"Я пятнадцать или шестнадцать раз сражался с Сингэном, но так и не смог захватить его земли. Теперь он мертв. Если я пойду против его сына, воспользовавшись его поражением, и отниму его земли, как я смогу смотреть в глаза людям?"
Хироаки Сато. "Самураи: история и легенды"
Такэда умер не на поле боя, а от болезни, он также, даже на смертном одре высказал уважение Кэнсину:
"Вы должны избегать войны и не губить нашу страну. Если я умру, в Поднебесной останется только один достойный человек - Кэнсин. Попросите его помощи и отдайте ему наши земли. Если он согласится, он никогда не объединится с соседями и не нападет на нас". Сказав это, Сингэн потерял сознание.
Хироаки Сато. "Самураи: история и легенды"
Кэнсин же, после смерти Такэды долгое время являлся единственным полководцем способным соперничать с Одой Нобунага, однако, собрав огромную армию из более чем 3000 человек, Уэсуги Кэнсин так и не успел повести войска против Оды, скончавшись от инсульта.
Уэсуги пережил Такэду всего на пять лет.
Его последним, предсмертным стихотворением (дзисэй) было:
極楽も 地獄も先は 有明の 月の心に 懸かる雲なし
гокураку мо // дзигоку мо саки ва // ариакэ но // цуки но кокоро ни // какару кумо наси
Ни раем, ни адом меня уже не смутить, и в лунном сиянье стою непоколебим — ни облачка на душе.
Заключение.
Такова история величайших полководцев эпохи Воюющих провинций. Как видите, благородство самураев - это не художественный вымысел и не преувеличение, конечно, историю отношений между Уэсуги Кэнсином и Такэдой Сингэном могли приукрасить и изменить, но мне думается, что, всё же - эта история правда, ведь с ненавистью между знатными родами, мы встречаемся в японской истории, гораздо чаще, чем с благородством!
Что ж, спасибо за прочтение данной статьи.
Если Вам понравилось, то ставьте "лайк" этой статье и подписывайтесь на мой Яндекс.Дзэн блог.