О фильме “Одинокая битва Томаса Рида” режиссера Фергала Уорда
Московский международный кинофестиваль (ММКФ) обычно проходит в столице в июне. Но в 2018 году из-за чемпионата мира по футболу в России было принято решение провести фестиваль в апреле. Последние семь лет помимо основного конкурса игровых фильмов на ММКФ проходит конкурс документального кино. Но еще раньше, в 2006-м, на фестивале появилась программа “Свободная мысль”. С тех пор она включает лучшие документальные фильмы последних лет, снятые в разных странах мира. В этом году в рамках “Свободной мысли” среди прочего показали картину ирландского режиссера Фергала Уорда “Одинокая битва Томаса Рида”. Фильм вышел на экраны в 2017 году. На ММКФ состоялась его российская премьера.
“Одинокая битва Томаса Рида” - это фильм не про чью-то ожесточенную борьбу с капиталистическими угнетателями, битву за справедливость и прочее. Здесь вообще нет войны одних против других с протестами и шумными акциями. Здесь есть тихое, спокойное следование своим принципам одного конкретного фермера, который сам себе профсоюз и защитник.
Томасу Риду 51 год. Он живет в старинном доме, который последние сто лет принадлежал его семье. На 75 акрах своего участка он разводит коров, овец, свиней и кур. В его доме нет свободного места, там все забито старыми вещами, пожелтевшими газетами, древними грампластинками и видеокассетами VHS. Тут же склад поленьев (видимо, ни газа, ни центрального отопления в доме нет). Единственным предметом современной жизни, доносящим в это удивительное место сводки о положении дел в мире, является радиоприемник. Регулярно он сообщает хозяину дома новости и о нем самом. Оказывается, Томас Рид в своем городе известный персонаж. Все с интересом следят за попытками местных властей выкупить у странного фермера его участок - он почему-то самый лучший вариант для размещения здесь ирландского офиса корпорации Intel.
Помимо главного героя и его истории фильм Фергала Уорда интересен и методом, который режиссер применяет в своей картине. Это включение в документальный фильм игровых эпизодов. Новым словом в кино это не назовешь, но Уорд в отличие от некоторых своих коллег не маскирует игровое под документальное. Постановочные сцены у него не перепутаешь с реальными. К постановке режиссер прибегает, показывая судебный процесс по делу “город против Томаса Рида”. (Убедившись, что переговоры с фермером ничего не дают, власти подали на него в суд). Уорд наряжает актеров в мантии и парики и разыгрывает судебные заседания прямо на участке Рида.
Переломный момент в фильме наступает, когда главный герой проигрывает суд. В качестве своих аргументов чиновники заявляют, что национальные интересы должны превышать интересы индивида и что с приходом крупной международной корпорации город приобретет важного инвестора и совсем не лишние налоговые отчисления.
По сюжету фильм Фергала Уорда напоминает картину “Левиафан” нашего Андрея Звягинцева. Но если в игровом “Левиафане” главный герой терпит поражение в борьбе с чиновниками за свою землю, то документальный ирландский фильм заканчивается поражением власти. Фермер-одиночка Томас Рид подает апелляцию и выигрывает. Верховный суд встал на защиту конституционных прав личности на владение недвижимостью. Кроме того, выяснилось, что чиновники лукавили, когда говорили о важности этого участка для городских нужд. По мнению суда, они отстаивали интересы не общества, о чем все время твердили (создание новых рабочих мест и прочее), а интересы корпорации.
Заканчивается фильм Фергала Уорда телефонным звонком главного героя на радио. Томас Рид заказывает песню. Называется она “Мы больше не станем терпеть”. На лице Рида в этот момент появляется хитрая улыбка.
ГАЛЕРКА
Александр Шершуков:
Двоякое впечатление от сюжета. С одной стороны, корпорации потерпели поражение. А кто у нас не любит поражение корпораций? С другой, получается, что анахорет без денег и связей может успешно защитить свои права. И зачем тогда ему профсоюз как коллективная форма самозащиты?
Вообще-то я с большим подозрением отношусь к кинофильмам, где “одинокий волк” успешно защищает свои права с помощью или винчестера, или кулаков, или внезапно прозревшей системы судопроизводства. Потому что в реальной жизни против винчестера и кулаков найдется “рессора трактора “Беларусь””, а красноречивые аргументы в суде давно не встречают растроганных судей и прокуроров. Предубежденность дошла до того, что кажется: такие фильмы направлены на формирование в людях псевдоуверенности, будто благородному одиночке все по силам. И для его победы совсем не нужны усилия и жертвы сподвижников. А в случае профсоюзной работы это как раз не так.
Буду резок, но, как однажды выразился по другому поводу один профсоюзный лидер, - картина красивая, но лживая. Или, скажем мягче, крайне оптимистическая. Впрочем, вопрос о том, нуждается ли человечество в сказках, затуманивающих сознание рабочего класса, остается пока открытым…
АФИША
“Одинокая битва Томаса Рида”
Томас Рид ведет одинокую жизнь на обочине современного общества. Он обрабатывает землю, которая достались ему от отца и деда. Прямо за забором его фермы XVII века вырастает американская фабрика, жизненно важная для национальной экономики, но с первых шагов враждебная Томасу. Опасаясь вторжения в свои владения, он не слишком приветливо встречает государственных чиновников, явившихся, чтобы насильственно купить его дом и землю…
Режиссер и оператор: Фергал Уорд.
Сценарий: Тадж О’Салливан, Фергал Уорд.
Продюсеры: Люк МакМанус, Барбара Биманн.
Светлана Прокудина, кинокритик